Заключение
В
России сложился и функционирует институт «специалистов социальной работы». С
1991 года началась профессиональная подготовка по специальности «социальная
работа».
В
настоящей работе сделана попытка проанализировать некоторые аспекты подготовки
специалистов по социальной работе, специфику их деятельности и
профессионального мастерства.
Эффективность
социальной работы в тексте дипломного исследования рассматривается как
максимально возможное в данных условиях достижения целей по удовлетворению
социальных потребностей населения при оптимальных затратах. [39;135]
В
понимании проблем успешной социальной работы важное место занимает вопрос о
сущности критериев и показателей эффективности. Понятие «критерий» определяется
как отличительный признак, объективно отражающий состояние того или иного
процесса, явления, объекта или субъекта. Общие критерии эффективности
социальной работы служат для оценки её эффективности в целом, в масштабе
территориальной социальной службы или отдельного учреждения социального
обслуживания, а специфические – для оценки основных видов социального
обслуживания, форм и методов социальной работы с различными категориями
населения.
Большое
значение в повышении эффективности социальной работы имеет микроуровень –
непосредственно деятельность социального работника на уровне клиента. Она имеет
первостепенное значение для формирования профессиональной мотивации, для защиты
клиентов, для смягчения различного рода отклонений в социальном обслуживании
населения.
Социальный
работник осуществляет ряд конкретных видов деятельности: психологическую,
педагогическую, организаторскую и др.; он осуществляет цели социальной работы
(увеличение степени самостоятельности клиентов, их способности контролировать
свою жизнь и более эффективно разрешать возникающие проблемы; адаптация людей в
обществе и, наконец, достижение такого состояния, когда необходимость в помощи
социального работника отпадает и т.д.).
Социальный
работник должен владеть не малым арсеналом профессиональных умений, навыков,
обладать глубокими знаниями в области наук о человеке: психологии, социологии,
педагогики, право, чтобы выступать достойным реализатором целей социальной
работы.
Знания и умения социального работника в
сочетании с соответствующими личностными качествами подлежат оценке(
аттестации), что способствует более эффективному выполнению профессиональной
деятельности. Оценка эффективности деятельности основана на учете специфики
труда работников и особенностей проявления его результатов. Особенность труда
социальных работников состоит в том, что его результаты трудно поддаются
прямому количественному измерению. Причем результаты труда часто становятся
очевидными не сразу, а только по истечении определенного периода времени, иногда
достаточно продолжительного. Но, тем не менее, к
аттестации предоставляются все сведения о работе социального работника за прошедший период и делаются выводы
об эффективности и результативности его труда.
В аттестации
учитываются следующие требования к социальным работникам: профессионально-этическая
компетентность (культурный уровень,
психологическая устойчивость, степень активности в работе); определены качества специалистов социальной
работы, необходимые в выполнении
должностных обязанностей (умение выслушать клиента, бескорыстие,
толерантность, личное обаяние и т.д.); оцениваются результаты работы за период,
предшествующий аттестации; а также учитываются образование,
стаж работы по специальности, качество выполнения работы, способность
прогнозировать, планировать рабочий процесс, способность в короткие сроки осваивать вопросы,
обеспечивающие повышение эффективности
труда и качество работы, знание необходимых нормативных документов, регламентирующих
деятельность.
Многие руководители современных организаций
уже пришли к выводу, что без
проведения аттестации и объективной оценки сотрудников по всем параметрам не добиться стабильной
работы и в конечном итоге положительных
результатов как деятельности организации, так и каждого из сотрудников. [35; 47]
Профессионально
важные качества в работе рассматриваются как проявления психологических
особенностей личности социальных работников. Социальные работники всегда
интерпретируют объективную реальность через структуру своей личности.
Личностные качества специалистов по социальной работе являются базисными при
становлении профессионального мастерства.
Наиболее точным
инструментом социального работника всегда будет его способность к пониманию
смыслов заложенных в жизнедеятельности клиентов. Такая способность – искусство,
которое обеспечивается нерефлексируемыми механизмами, интуицией, заложенной в
подсознании человека. Эти способности нельзя сформировать лишь на основании
профессионального обучения, но они всегда будут тем более действенны, чем выше
культурный и интеллектуальный уровень
социального работника,
гуманистической направленности его личности.
Важно так же,
чтобы социальный работник, считая себя уникальной личностью, отличающийся от
других, постоянно сверял (рис.1) свое «Я» – профессиональное с социальной
нормой («Я» - профессиональное – идеальное). Последнее («Я» – профессиональное
– идеальное) определяется тарифно-квалификационным справочником должностей
рабочих и служащих (1991), ФЗ «Об основах социального обслуживания в Российской
Федерации» (1995), ФЗ
«О социальном
обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» (1995), стандартами (ГОСВО)
«Социальная работа» (1993, 2000), законодательствами субъектов в Российской
Федерации «О статусе работника социальной службы…», международными стандартами
квалификации практической социальной работы.
Важнейшее
условие для успешности социальной работы по нашему мнению является идентичность
представлений (в том числе об «идеальном образе специалиста по социальной
работе »).
В нашей работе:
1. Проведено
изучение литературы по исследуемой теме.
2.
Проанализирована деятельность социального работника.
3. Разработана
анкета для проведения эксперимента.
4. Проведено
экспериментальное изучение профессионально важных качеств социального работника.