Власть и политические элиты
Не всякое общество, в котором существует политическая сфера жизни и государство, может быть представлено как гражданское общество. Большинство исследователей проблемы гражданского общества считают, что говорить о гражданском обществе можно лишь с момента появления гражданина как самостоятельного, индивидуального члена общества, наделенного определенным комплексом прав и свобод и несущего перед обществом моральную или иную ответственность за все свои действия. Поэтому становление гражданского общества связано с возникновением буржуазного общества, с эпохой промышленной цивилизации.
В своей экономической основе жизнь гражданского общества подразумевает наличие реальных владельцев собственности. Владение собственностью может быть частным и коллективным, при условии, что владелец коллективной собственности выступает как совладелец, со-собственник, с четкой фиксацией его индивидуальной доли участия в формировании коллективной собственности и его индивидуальной, частичной доли в получаемом доходе.
Полнее представить структуру политического общества можно на примере рассмотрения политической системы общества.
Вторым отличительным признаком политической системы общества является то, что она претендует, по выражению Макса Вебера, на монополию легитимного физического насилия, или конечный контроль над применением физического принуждения.
Культурно-исторический опыт многих стран, в особенности западных, со всей очевидностью свидетельствует, что переход к гражданскому обществу, точнее — формирование этого общества, отнюдь не означает отказа от политического общества.
Гражданское общество выступает в роли демократического компенсаторного механизма, призванного перераспределять власть государства, а политическое общество использует свои властные полномочия для предотвращения деструктивных проявлений как с той, так и с другой стороны.
Во всех обществах существовало, существует и, скорее всего, будет существовать и далее, разделение на два класса людей — класс правящих и класс управляемых.
Согласно взглядам Локка, народ вправе отменять или изменять законы, если он найдет, что они противоречат возложенным на них функциям, потому что вся власть данная опекуну-закону ограничена интересами народа, и если этими интересами пренебрегают, то опекуну необходимо передать власть тому, ни в чем не будет им противоречить.
Многие тенденции политического процесса, который развивается на федеральном уровне, берут свое начало в провинции, которая, со своей стороны, неизбежно вносит в политику как позитивные, так и негативные черты.
Номенклатура имеет следующую структуру: элита (высший слой, работники управления, имеющие право принимать решения) и бюрократия (работники, выполняющие приказы элиты). Бюрократию обычно не касается смена руководителей, они не участвуют в политических баталиях, не состоят в партиях (люди 2-го и 3-го эшелонов управления). Отмечено, что тот небольшой (порядка 1% – 2%) слой интеллектуальной элиты сосредоточен не в самой политической элите, а в ее аналитических службах.