Предмет и объект социологии. Функции социологии
Что
же представляет объект и предмет научного познания социологии? Совпадают ли
объект и предмет социологии? Нет, не совпадают. Объект любой науки есть
то, на что направлен процесс исследования, а сфера предмета — те стороны, связи
и отношения, составляющие объект изучения. Объект социологии, как и других
общественных наук — социальная реальность, а поэтому социология — наука об
обществе. Но еще недостаточно для определения предмета социологии. Это лишь
определение объекта исследования, который часто совпадает с объектом других
общественных наук (история, этнография, право, философия и др.). Социология
наука о целостности общественных отношений, обществе как целостном организме;
о социальной системе.
Естественно, объектом
социологии и есть определенная сфера действительности, обладающая
относительной завершенностью и целостностью. Ведь, известно, различными
объектами наук выступают природа и общества, которые соответственно и
изучаются естественными и социально-гуманитарными отраслями знаний. Каждый из
объектов тоже «расчленяется» науками на отдельные части, фрагменты,
которые становятся их предметами. Вопрос о соотношении объекта и предмета
социологии как науки состоит в том, как понимать общество, процесс его
функционирования и развития в качестве объекта гуманитарного знания. Ведь
широко распространен взгляд на общество как на определенную
общественно-экономическую систему, определенную ступень развития человеческой
цивилизации. Дело в том, что основной порок в понимании общества состоит в
том, что общество представляется в виде базиса и надстройки, совокупность
экономической, социальной, политической и духовной сфер. Но здесь-то
выпадают из поля зрения теории об обществе и, прежде всего, самый важный,
главный объект—человек, его потребности, интересы, ценностные ориентации.
Между тем, история есть не что иное как деятельность человека осуществляющего
свои цели. Сведение ее к взаимодействию базиса и надстройки, состязание
различных социально-экономических систем, ступеней развития цивилизации
обрекает на абстрактное, одномерное видение общества, на безальтернативный
взгляд на его развитие. Здесь-то и таятся истоки экономического признания
игнорирования личности и общечеловеческих ценностей, отрицания мира культуры.
Здесь-то и важно определять общество как совокупность социальных общностей,
слоев, групп, индивидов, а саму историю как деятельность людей, преследующих
определенные цели. Люди ставят самые разные цели и руководствуются ими в
своей жизни. Именно цели есть специфическая черта деятельности человека.
Целеобразная деятельность включает множество различных, органично
связанных между собой элементов. Сознательная деятельность в силу внутреннего
содержания имеет и противоречивый и динамичный характер. Это проявляется,
прежде всего в том, что люди, получив определенный результат корректируют на
его основе свою последующую деятельность с тем, чтобы достигнутое
максимально совпало с желанием. Происходит, хотя и крайне противоречиво,
исторический процесс рационализации деятельности людей. Идея рациональности
нашла обоснование и развитие в трудах многих мыслителей, которые связывали
переход к высокой ступени развития общества с разрешением противоречия
между стихийностью и сознательностью.
Конечно же, в конце каждого
этапа общественного развития полученный результат отличается от исходных
предпосылок, превращается в новые условия, средства, которые позволяют
ставить иные, более высокие цели. Реализация высоких целей направлена на
удовлетворение возрастающих потребностей чело века. Свершается постепенный
исторический процесс. Если же история есть деятельность, преследующих свои цели
людей, а общество состоит из различных социальных общностей людей, слоев и
групп, индивидов, то крайне важным становится анализ отношений между ними и
внутри их. Особую актуальность приобретает раскрытие жизнедеятельности
личности, социальных общностей, групп, слоев и индивидов в общественной жизни
в их целостности. Деятельность личности, социальных общностей, групп в
общественной жизни и есть. Предметом исследования социологии. И в современных
условиях, когда усиливаются процессы социальной, политической и хозяйственной
деятельности и концентрации, возрастает многовариантность развития личности и
социальных систем, проблема рациональной деятельности становится актуальной.