2. Социальная работа как коммуникативная профессия.
В
1991 г. Россия присоединилась к сообществу стран, в которых существует
профессиональная социальная работа. Происшедшие в постсоветской России глубокие
социальные перемены, нестабильность политической и экономической ситуации
привели к увеличению численности и расширению спектра социально незащищенных и
уязвимых контингентов (малоимущие и безработные, учащаяся молодежь, неполные и
многодетные семьи, семьи с хроническими больными и инвалидами, мигранты и
беженцы и др.), а также социально девиантных контингентов и “групп риска”
(алкоголики и наркоманы, несовершеннолетние правонарушители и проститутки,
бомжи, профессиональные нищие и др.). Профессиональная социальная работа -
один из главных способов реагирования общества на изменения в мире. Это
деятельность по гармонизации человеческих отношений через оказание помощи
отдельным людям, группам людей посредством их зашиты, поддержки и реабилитации.
Чаще всего под "социальной работой" понимается комплекс конкретных
практических
действий
правовой, экономической, психологической помощи немощным,
социально-незащищенным, социально дезадаптированным людям (инвалидам и их
семьям, мигрантам, беженцам, людям с отклоняющимся поведением, жертвам насилия,
безработным, бездомным, женщинам, детям, молодежи, пожилым и др.) В своей практике
социальные работники соприкасаются с различными сферами жизни человека и
общества - сферой здоровья (физического психического, социального), прав,
системой образования, планированием семьи, экономическими программами, с
проблемам занятости населения и др.
Они
проводят индивидуальное и групповое консультирование, работают с трудными
жизненными ситуациями, их профилактикой. Организуют профессиональную социальную
работу, осуществляют административные функции.
В
последней редакции (1994 г.) тарифно-квалификационной характеристики
должности “специалист по социальной работе” выделяются следующие его функции:
·
аналитико-гностическая (выявление и учет
на территории обслуживания семей и отдельных граждан, в том числе
несовершеннолетних детей, нуждающихся в различных видах и формах социальной
поддержки, и осуществление патронажа над ними);
·
диагностическая (установление причин возникающих у
граждан трудностей);
·
системно-моделирующая (определение характера, объема, форм и
методов социальной помощи);
·
активационная (содействие активизации потенциала
собственных возможностей отдельного человека, семьи и социальной группы);
·
действенно-практическая (помощь в
улучшении взаимоотношений между отдельными людьми и их окружением; консультации
по вопросам социальной защиты; помощь в оформлении документов, необходимых для
решения социальных вопросов; содействие в помещении нуждающихся в стационарные
лечебно-оздоровительные учреждения; организация общественной защиты
несовершеннолетних правонарушителей и др.);
·
организаторская (координация деятельности различных
государственных и негосударственных учреждений, участие в работе по
формированию социальной политики, развитию сети учреждений социального
обслуживания);
· эвристическая (повышение
своей квалификации и профессионального мастерства).
Особо
можно выделить функцию коммуникативную, с помощью которой осуществляются
практически все предыдущие. “Коммуникативная функция призвана устанавливать с
нуждающимися в той или иной помощи и поддержке, организовывать обмен
информацией, способствовать включению различных институтов общества в
деятельность социальных служб, помогать восприятию и пониманию другого
человека”.
Фактически предполагается, что социальный работник должен быть способен
выступать в качестве социального статистика, администратора и менеджера;
обеспечивать разного рода социальное обслуживание; помогать в воспитании
детей; осуществлять психологические и правовые консультирование и экспертизу;
проводить просветительскую работу по самым разным вопросам, в том числе таким,
как здоровый образ жизни, планирование семьи, профилактика правонарушений и
др.
Среди
основных профессиональных требований к социальному работнику, помимо того, что
он должен иметь хорошую профессиональную подготовку и знания в различных
областях, обладать достаточно высокой общей культурой, владеть информацией о
современных политических, экономических и социальных процессах, он также должен
обладать определенной социальной приспособленностью. Ему необходимо умело
контактировать и располагать к себе “трудных” подростков, сирот, инвалидов,
людей, находящихся на реабилитации и т. д. Специалист по социальной работе
обязан иметь профессиональный такт, способный вызвать симпатию и доверие у
людей, соблюдать профессиональную тайну, быть деликатным – одним словом, он
должен уметь общаться.
Таким образом, деятельность социального работника заключается в постоянном
контакте с людьми, то есть в непосредственном общении с ними. Все задачи ,
стоящие перед социальным работником, решаются посредством общения. В процессе
общения обмен информацией между его участниками осуществляется как на
вербальном, так и невербальном уровнях. “Задачей социального работника является
создание доброжелательной обстановки, нахождение подходящего способа поведения
и общения с клиентом. Для этого необходимо знать не только техники ведения
беседы и правила общения, психологические особенности людей и значение
невербальных средств общения, но и обладать такими качествами, как вежливость,
приветливость, любезность, направленность на людей, терпение (толерантность),
интуиция, сострадание и т. д.”
Создание
доброжелательной обстановки и выбор правильного способа поведения и общения позволит
социальному работнику понравиться людям и склонить их к своей точке зрения. От
этого и зависит эффективность деятельности социального работника.
Итак,
из всего вышесказанного можно сделать вывод: социальная работа – это профессия
коммуникативная, то есть тесно связанная и
неотрывная
с процессом общения, как на микро- и мезоуровнях, так и на макроуровне
социальной работы.