6. Заключение.
Социальная
работа как деятельность по гармонизации человеческих отношений, по оказанию
различных видов помощи различным категориям населения неразрывно связана с
общением как процессом передачи информации, восприятием и пониманием людей друг
другом. В своей практике социальные работники соприкасаются с различными
сферами жизни человека и общества - сферой здоровья (физического психического,
социального), прав, системой образования, планированием семьи, экономическими
программами, с проблемами занятости населения и др. Они проводят индивидуальное
и групповое консультирование, работают с трудными жизненными ситуациями, их
профилактикой. Организуют профессиональную социальную работу, осуществляют
административные функции.
Общение
в сфере социальной работы может быть представлено в 3 видах: деловом (общение в
официально-деловой сфере), интимно-личностном (основывается на установление доверительных
дружеских отношений между клиентом и специалистом по социальной работе,
социальным психологом или психотерапевтом), консультативным общение (с целью
решения каких-либо проблем клиента – материальных, социальных, правовых,
психологических). Общение может осуществляться с помощью вербальных и
невербальных средств, и социальный работник должен хорошо знать оба эти
средства и уметь применять и понимать их на практике для того, чтобы
расположить к себе клиента, понять его состояние (по голосу, интонации, позе,
жестам и мимике), а значит точно выбрать наиболее эффективный способ решения
его проблемы.
Важным
элементом профессионального общения социального работника является умение
слушать и слышать клиента. Слушать – это не значит только молчать, это
активный процесс восприятия и понимания другого человека, иногда просто
выслушать клиента и будет решением его проблем.
При
общении с клиентом социальный работник должен соблюдать этические принципы и
нормы (конфиденциальность, уважение, корректность и т.д.)
Все
эти знания, умения и навыки общения социального работника применяются и в
психологическом, юридическом и других видах консультирования.
Таким
образом, социальная работа – это коммуникативная, то есть тесно связанная с
общением, профессия и поэтому специалист по социальной работе должен уметь
общаться, быть компетентным в общении.