Классические социологические теории: позитивизм (Огюст Конт),
эволюционизм (Г.Спенсер), социологизм (Э.Дюркгейм).
Суть основанного Контом
позитивизма (от лат- положительный) можно свести к следующему. Социологии не следует
заниматься субъективными (односторонний взгляд) рассуждениями и абстрактным
(отвлеченным) бездоказательным философствованием. Она изучает общество, а оно
-такой же «организм», как и организмы живой природы. Его развитием тоже
управляют объективные законы. Поэтому социология должна быть точной наукой,
действующей по образцу естественных «позитивных» наук - биологии, анатомии и
др., должна быть столь же конкретной и доказательной, как они.
Таким образом,
позитивисты выступали за построение ОБЩЕСТВОзнания по модели ЕСТЕСТВОзнания.
Такая «объясняющая социология», по их мысли, должна быть свободна от всяких
идеологий и личных суждений отдельных людей.
Другим основателем
социологии является английский социолог Герберт Спенсер, он полагал, что
"невозможно рациональное понимание истин социологии без рационального
понимания истин биологии". Основываясь на этой идее, он пытался
методологически обосновать социальный органицизм. Во-первых, общество и
организмы в отличие от неорганической природы, растут и развиваются. Во-вторых,
процессы роста общества и организмов сопровождаются увеличением сложности их
органов и частей. В-третьих, в ходе эволюции происходит специализация
составляющих их структур. В-четвертых, в случае расстройства жизнедеятельности
общества или организма отдельные их части могут определенное время продолжать
существовать самостоятельно.
Аналогия общества с живым
организмом позволила Г. Спенсору выделить внутри общества три различные
подсистемы: поддерживающую, обеспечивающую производство источников питания
(экономика), 3. распределительную, определяющую взаимосвязь между отдельными
частями общества (государственная власть).
По мнению Эмиля
Дюркгейма, социологическое познание должно быть направлено не на сознание
отдельных индивидов. Предметом социологии должны выступать «социальные факты»,
которые следует «изучать как вещи», стоящие над каждым из членов общества. Социальные
факты
- это особые, общественные явления, порожденные объединенными
действиями людей и их коллективным сознанием (моральные и правовые нормы, традиции,
отношение к религии, науке). Именно социальные факты отличают одно общество от
другого.