Марксистская школа социологии (К.Маркс). Неомарксизм
(Ж.Лукач, Х.Фрайер, Г.Маркузе, Т.Адорно, М.Фуко, С.Н.Булгаков, П.Б.Струве).
Карл Маркс и Фридрих
Энгельс постулировали принципиальный разрыв со всеми теоретическими традициями,
провозгласили необходимость создания нового - коммунистического - общества.
Только новая - коммунистическая - формация создает органическую солидарность,
т. е. такой коллективизм, который является условием для всестороннего развития
личности.
Основным явился -
страстный призыв к ученым не только объяснять мир, но и изменить его. Причем
главным-средством такого изменения должна стать революция - крутая ломка и
всеохватывающий, принудительный переворот в жизни общества. Только так и через
уничтожение одного класса (буржуазии) другим (пролетариатом) можно, по мнению
Маркса, разрешить противоречия в обществе.
Неомарксизм
– совокупность
марксистских и марксистски ориентировочных течений, характеризующихся
критическим отношением, как капитализму, так и к «реальному социализму» и его
«марксистско-ленинской» идеологии.
Неомарксизм –
совокупность марксистских и марксистски ориентировочных течений,
характеризующихся критическим отношением, как капитализму, так и к «реальному
социализму» и его «марксистско-ленинской» идеологии.
Ядром «неомарксизма»
явилась Франкфуртская школа (20 – нач. 30-х г.). В ее состав вошли Т.В. Адорно,
Ф. Поллок, Г. Маркузе и др. Различные варианты этого течения сложились и в
других странах – Франции, Италии, США, Англии, Венгрии, Чехословакии и др.
Представителями данной школы был провозглашен курс, направленный на обновление
марксизма. Своего рода классикой «неомарксизма», является книга Г, Лукача
«История и классовое сознание».
Первое, что предлагают
сделать «неомарксисты» - это отказаться от положения марксизма о
всемирно-исторической роли пролетариата в качестве субъекта социалистической
революции и могильщика капитализма. Второе – субъектом революции могут стать
лишь те, кто еще не стал рабом «одномерного сознания». К ним они относили расовые,
национальные и религиозные меньшинства, отсталые и нищие народные массы
«третьего мира».
Неомарксисты утверждали,
что нашли единственно эффективный – третий путь, между эталитаризмом,
потребительским западным обществом и реально существующим социализмом.
Неомарксистское движение
явно оказалось «в духе времени» в середине XX столетия.