Немецкая школа социологии: М.Вебер, Ф.Теннис, Г.Зиммель,
В.Парето.
Макс Вебер -
представитель антипозитивистской теории. Он основоположник понимающей
социологии. Определяя сущность социального явления, он исходил из
индивидуального сознания и подчеркивал, что в качестве социального явления
выступает не всякое поведение индивида, но лишь такое, которое имеет внутреннее
значение для поступающего определенным образом и которое ориентировано на
поведение другого индивида. М. Вебер считает, что важнейшей задачей социологии
является понимание значения мотивов, ведущих к определенному поведению.
Поэтому, согласно Веберу, общественные науки должны не только исследовать
причинные связи между явлениями, но и понимать эти явления. Типология
социальных действий: 1) целее - рациональный тип; 2) ценностно-рациональный
тип; 3) аффективный тип; 4) традиционный (первичный) тип. Средством обобщения
многообразия эмпирических данных у Вебера выступает понятие "идеальный
тип".
Рассматривая динамику
культуры, Георг Зиммель предлагает глобальную схему ее развития, в которой
описывается процесс бесконечного порождения жизнью новых культурных форм.
Развитие культуры проходит через противоборство и конфликт противоположных
начал - содержания и формы, <души> и <духа>, <субъективной> и
<объективной> культур. Важной категорией в его учении выступала ценность,
которая будучи фундаментальным отношением, определяла все другие отношения в
обществе. Над миром конкретного бытия, считает Зиммель, возвышается мир
идеальных ценностей, выстраивающий совершенно иную иерархию вещей и отношений,
чем та, которая существует в материальном мире. Два мира - материальный (мир
вещей) и идеациальный (мир ценностей) сосуществуют как пересекающиеся
вселенные, как два измерения одного мира - тут и здесь одномоментно.
Социология
ФердинандаТенниса - один из первых опытов построения системы формальных,
<чистых> категорий социологии, позволяющих анализировать любые социальные
явления в прошлом и настоящем, а также тенденции социальных изменений. Он
разделил социологию на <общую> и <специальную>. Первая должна
изучать все формы сосуществования людей, включая биоантропологические, демографические
и другие аспекты, общие с формами социальной жизни животных. Вторая,
подразделяемая на <чистую> (теоретическую), <прикладную> и
<эмпирическую> (социографию) изучает собственно социальную жизнь.