Структурно-функциональный анализ (Т.Парсонс, Р.Мертон, П.Сорокин).
Это влиятельное течение
социологической мысли рассматривает общество как большой организм, отдельные
части которого выполняют определенные функции. Поэтому социальная структура,
общественные институты возникают и действуют ради удовлетворения общественных
функций. Всевозможные социальные конфликты и противоречия рассматриваются в
структурном функционализме как дисфункции, подлежащие устранению.
Виднейшим представителем
этого направления был российско-американский социолог Питирим Сорокин, он
применяет к анализу общественных изменений социокультурный подход, основываясь
на анализе огромного массива разнокачественных данных.
Сорокин выделяет два
основных типа культуры: идеациональный и чувственный. Идеациональной культуре
свойственны рационализм, идеализм, этика принципов и т. д.; соответственно,
чувственная культура характеризуется материализмом и т. п. Кроме того, Сорокин
выделяет третий, идеалистический тип культуры, синтезирующий два базовых типа.
На огромном материале Сорокин убедительно демонстрирует цикличное чередование
базовых типов культуры на протяжении всей человеческой истории во всех областях
деятельности и мышления. Основной вывод Сорокина: к середине XX века
чувственная культура приходит к своему кризису и постепенно сменяется идеациональным,
или идеалистическим, типом культуры.
Другим важнейшим
направлением научных интересов П. Сорокина было исследование социальной
структуры, стратификации (многомерную структуру социального неравенства) и
мобильности (Люди находятся в постоянном движении, а общество - в развитии).
Другим выдающимся
представителем структурного функционализма был американский социолог Толкотт
Парсонс. В основе теории Парсонса лежит понятие «социального действия». Такой
подход предполагает в качестве базовой аналитической единицы не общество или
культуру, как слишком крупные объекты, а отдельное, элементарное действие.
Для анализа социального
действия Парсонс предложил и обосновал целостную систему парных категорий, к
которым относятся: «эффективность — нейтральность» (для оценки эмоционального
состояния действующего субъекта и его отношения к ситуации); «ориентация на
себя — ориентация на коллектив» (степень эгоизма/альтруизма в действиях
субъекта); «партикуляризм — универсализм» (пользуется ли индивид при оценке
ситуации важными для него лично качествами или же общественно признанными нормами)
и т.д.
Согласно Парсонсу,
«подсистема сохранения и воспроизводства образца преимущественно касается
отношений общества с культурной системой и через нее с высшей реальностью.