Постнеклассическая социология: Чикагская школа (бихевиоризм,
необихевиоризм), символический интеракционизм, социология элит (В.Парето,
Г.Моска)
Бихевиоризм представляет
собой одно из ведущих направлений в американской психологии конца 19 — начала 20в.
Буквальный перевод термина «наука о поведении». Родоначальники бихевиоризма
американские психологи Эдуард Торндайк Джон Уотсон (1878-1958) и их сторонники
действительно стремились создать научно обоснованную «технологию поведения»
человека. При этом, по аналогии с животными, понятие поведения сводилось к
простейшей формуле: «стимул-реакция». К примеру, начавшийся дождь (стимул)
заставляет нас раскрыть зонт (реакция). Некоторые «схемы поведения» даны
человеку от рождения (дыхание, глотание и т.п.). Другим реакциям можно научить,
а соответствующие упражнения помогут довести их до автоматизма (ходьба и т.д.).
Тем самым открывается возможность регулировать поведение людей и создать
гармонию в обществе.
Однако критики бихевиоризма усмотрели в
нем упрощение человека и его поведения, неправомерное отождествление жизни
животных и социального бытия людей. Из формулы «стимул-реакция», в частности, выпадают
фактор сознания человека и влияние на него общества, окружающих людей. И в
самом деле, как без учета сознания объяснить, скажем, разное поведение людей в
одинаковых ситуациях? Подобные «нестыковки» впоследствии подорвали популярность
бихевиоризма, хотя в 1930-е годы он самообновился и был преобразован в
необихевиоризм (новый). В то же время такие достоинства бихевиоризма, как •
научность, строгость и точность исследований, • широкая опора на математику и
статистику, • новые методики экспериментов и т. д. - все это позволило
социологам и психологам использовать его для решения многих практических задач.
Собственно теорию
элит и циклов смены господства элит разработал Парето, теорию
политического класса предложил Моска, а теорию олигархии впоследствии развил
Михельс, обратившись к изучению массовых политических партий. Сама по себе
постановка проблемы, касающейся особой роли верхушки государственного класса,
не является заслугой современной западной политологии. Она имеет давнюю
традицию, восходящую к Платону, Аристотелю, Макиавелли. Заслуга В.Парето,
Г.Моски, Р.Михельса - основателей современной элитарной теории - состоит в том,
что они пытались вычленить и систематизировать вопросы, связанные с ролью элиты
в политическом процессе, сделать их объектом специального исследования.