Социальное действие и поведение. Типология социального
взаимодействия. Взаимодействие как социальный обмен: теория Дж.Хоманса,
интеракционизм Дж.Мида.
Единицей поведения
является социальный акт, действие. Действие является социальным,
если оно связано с другими действующими субъектами - индивидами или
организациями. Иначе говоря, социальное действие
всегда носит характер
социального взаимодействия. Поведение
- это более или менее
длинная цепь актов. Человек как потребитель имеет большое число разнообразных
потребностей, удовлетворение которых и составляет смысл его поведения. Взаимодействие
может быть непосредственным и косвенным социальным действием
. Например,
акт купли вещи - это непосредственное взаимодействие с продавцом. Здесь
социальный характер действия очевиден. Косвенное взаимодействие не столь
очевидно. Например, девушка, сидя в одиночестве, покрывает свое лицо
косметикой. Она красится для собственного душевного равновесия, которое
достигается посредством сформированного ее внешностью положительного отношения
окружающих. Таким образом, этот акт нанесения макияжа в одиночестве является
социальным. Социальное действие проявляется в разных формах. Позитивное
действие
. Это действие, совершенное вовне. Например, акт покупки
или возврата товара. Негативное действие
- это действие, которое
субъект (индивид или организация) хотел бы совершить, но не совершил.
Теория обмена
(Дж.Хоманс) в качестве
центральной выделяет категорию социального действия. Социальное
действие (по Дж. Хомансу) – это процесс обмена, который строится по
принципу рациональности: его участники стремятся получить наибольшую
выгоду и минимизировать свои затраты. Дж. Хоманс выдвинул ряд гипотез,
объясняющих социальные действия людей: Гипотезы: успеха, стимула, ценности,
голодания-насыщения, фрустрации-агрессии.
Символический
интеракционизм
(Дж.Мид) исходит из утверждения
первичности межличностных взаимодействий. В центре внимания данной перспективы
– человек с его субъективным социальным знанием. В основе концепции –
оригинальная теория Дж. Мида о человеческой эволюции. По мнению Дж.
Мида, у человека отсутствует развитая система инстинктов как основных
регуляторов поведения. Вследствие этого человек обрел способность изобретать
и применять символы. Это стало основой для сознательного
приспособления к окружающей среде, сознательного поведения и самонаблюдения.
Возникновение символического интеракционизма между людьми можно
объяснить: 1) функционально – необходимостью координировать
поведение людей, 2) антропологически – способностью человека к созданию
и использованию символов.