Социальная организация. Типология социальных организаций.
Социальные свойства организаций. Власть и авторитет.
Мир
социальных организаций чрезвычайно разнообразен и играет важнейшую роль в
общественной жизни, как бы связывая отдельных индивидов и общество в целом.
Двумя
характерными типами социальных организаций являются добровольные ассоциации и
учреждения тотального типа.
Добровольной
ассоциации присущи три основные черты: 1) она защищает общие интересы своих
членов; 2) членство в ассоциации является добровольным; 3) такие организации не
связаны с официальными государственными органами. (Прим. общества любителей
книг, женские клубы, союзы ученых).
Противоположность
добровольным ассоциациям составляют учреждения тотального типа: 1) больницы, 2)
тюрьмы; 3) воинские части и учебные заведения, 4) монастыри и приюты.
Социальная
организация включает три разнокачественных аспекта: 1) искусственно создаваемый
инструмент для удовлетворения тех или иных общественных потребностей; 2)
человеческая общность, объединение людей; 3) возникающая безличная структура,
определяемая организационными и культурными факторами.
Определяющим
признаком организации является ее цель, достижение которой обусловливает
необходимость иерархии и управления. Три вида целей организации: 1)
цели-задания, 2) цели-ориентации, 3) цели системы функционирования.
Организационная
иерархия подразумевает: 1) централизацию, необходимость выделения посредника,
выполняющего функции координации; 2) одностороннюю личную зависимость
подчиненных от начальников; 3) власть, т. е. контроль поведения сотрудников организации
ее правилами.
Управление
в организациях включает следующие аспекты: 1) целенаправленное воздействие на
сотрудников посредством приказов, заданий, стимулов, методов контроля и т. п.; 2)
организационный порядок, 3) самоорганизацию, т. е. спонтанные процессы,
дополняющие целенаправленное воздействие.
Социальные
организации включают формальную и неформальную части. Формальная часть
организации включает компоненты: 1) функции - предписываемые сотрудникам
обязанности и права по их выполнению; 2) регуляторы — нормативы служебного
поведения, механизмы контроля и мотивации; 3) связи — структура иерархических и
функциональных зависимостей в организации. Основные черты внеформальной
организации: спонтанность, отсутствие влияния сверху, совместное существование
с формальной организацией.