Социальное пространство и время. Модели социального
пространства.
Социальное
пространство
- это интуитивно ощущаемая людьми система социальных отношений между ними.
Социальные отношения многочисленны и разнообразны - родственные, служебные,
соседские, случайные знакомства и т. д., поэтому социальное пространство должно
быть многомерным. Когда говорят, что человек "пошел вверх" или "опустился
на дно жизни", имеется в виду социальное пространство.
Распространение смыслов в
социальном пространстве означает восприятие их людьми, находящимися в
определенных социальных отношениях с коммуникантом. Коммуникант никогда не
ставит целью передать сообщение из пункта А в пункт В; ему важно, чтобы смысл
сообщения дошел до социально связанных с ним людей и был ими правильно понят. В
противном случае получается несмысловое взаимодействие, социальной коммуникации
нет. Так, читательское назначение книги есть ее социально-коммуникационный
адрес, а почтовый адрес, по которому переслали книгу, - материально-пространственные
координаты читателя.
Социальное время - это
интуитивное ощущение течения социальной жизни, переживаемое современниками. Это
ощущение зависит от интенсивности социальных изменений. Если в обществе
изменений мало, социальное время течет медленно; если изменений много, время
ускоряет свой ход. Согласно "социальным часам", десятилетия застоя
равны году революционной перестройки.