Религия как социальный институт. Функции, формы и особенности
религии.
Исходным пунктом
объективного социологического анализа религии является понимание ее как
социокультурного института со своей сферой значений, символов и ценностей,
который функционирует в обществе в качестве самостоятельного социального
института в тесной связи с другими социальными институтами.
При анализе религии как
социального института надо особо выделить те ее функции, которые относятся к
социокультурной системе общества, т.е. связаны с ценностно-нормативными
аспектами, а также учитывать позицию личности, т.е. самого действующего
субъекта (верующего).
Возникновение и
существование религии во всех без исключения обществах объясняет стремление
человека не только найти ответы на фундаментальные проблемы собственного бытия,
но и обрести уверенность и моральную опору, утешение в религиозной
деятельности.
Однако религия, по мнению
P.Белла, не является только средством преодоления тоски и отчаяния. Она
представляет собой символическую модель, формирующую человеческий опыт - как
познавательный, так и эмоциональный. Религия включает в себя не конкретный
чувственный опыт отдельного человека, а обобщенные, символические
характеристики бытия.
Выделяются четыре
основные функции религии в обществе: интегративная, регулятивная,
психотерапевтическая, коммуникативная.
1. Интегративная функция,
официально признаваемой государством системой идей и ценностей, она своими
действиями стремится сохранить и поддержать тот социальный порядок, частью
которого сама является;
Регулятивная функция
религии заключается в том, что она поддерживает и усиливает действие принятых в
обществе социальных норм поведения, осуществляет социальный контроль, как
формальный – через деятельность церковных организаций.
Сферой деятельности
психотерапевтической функции религии выступает само религиозное сообщество
через отправление религиозного культа - богослужения, молитвы, ритуалы, обряды
и т.п., имеющие успокоительное, утешительное воздействие на психику человека.
Коммуникативная функции
проявляется прежде всего по отношению к самим верующим. Общение развертывается
для верующих в двух планах: общение с Богом и общение друг с другом.
Богообщение является высшим видом общения, и соответственно общение с ближними
приобретает второстепенный характер.