Образование как социальный институт: эволюция и формы. Роль
образования в выработке и передаче культурных образцов от поколения к
поколению.
Образование можно
охарактеризовать как относительно самостоятельный социальный институт. Функцией
является систематическое обучение и воспитание членов общества, ориентированные
на овладение определенными знаниями (прежде всего научными),
идейно-нравственными ценностями, умениями, навыками, нормами поведения,
содержание которых определяется социально-экономическими и политическими
отношениями общества, уровнем его материально-технического развития.
В социологии различают
две формы формальное и неформальное образование.
Термин «формальное
образование» подразумевает, во-первых, существование в обществе специальных
учреждений и организаций, осуществляющих процесс обучения; во-вторых,
господствующая в современном индустриальном обществе система образования
подчиняется определенному официально предписанному образцу, как «задающему»
объем получаемых знаний, обучения определенным навыкам и действиям, которые
должны соответствовать: а) нормативному канону личности (гражданина), принятому
в данном обществе; б) нормативным требованиям исполнения распространенных в
обществе социальных ролей.
Что же касается
неформального образования, то под ним понимается несистематизированное обучение
индивида знаниям и навыкам, которые он стихийно усваивает в процессе общения с
окружающей социальной средой и путем индивидуального приобщения к культурным
ценностям.
Эволюция системы
образования. В доиндустриальном обществе с расширением масштабов общественного
разделения труда, появлением государственной власти и социального неравенства
начинается обособление института образования. Наглядным примером могут служить
школы Древней Греции и Древнего Рима, в которых учителя обучали за плату детей
благородных сословий грамматике, философии, музыке, спорту, красноречию,
основам юриспруденции, медицине и др.
В эпоху средневековья
начинает складываться более организованная система образования, когда
христианская церковь создает в Европе сеть специальных учебных заведений по
подготовке лиц духовных званий и возникают первые университеты - в Париже,
Оксфорде и других городах.
В обществе
индустриального типа образование перестает быть элитарным и становится
массовым, доступным для широких слоев населения.