Социальные общности как формы социальной организации
индивидов и источник социальных изменений.
Более высокий по сравнению с группой
уровень организации образуют социальные общности. В основе выделения общности
лежат следующие критерии:
1) близость условий жизнедеятельности; 2)
близость потребностей и ее субъективное осознание будущими членами общности;
3) специфический способ социального
взаимодействия; 4) культурная общность, 5) самоидентификация членов возникшей
общности, признание со стороны других членов общества.
Два базовых типа
выделил Ф.
Теннис: традиционное общество и современное общество
Другое различие.
Номинальные
общности искусственно формируются исследователем по тому или иному признаку в
ходе социологического эксперимента. Реальные общности существуют в
действительности как целостные функционирующие ассоциации.
Перейду к источнику
социальных изменений.
Скажем, в переходном российском обществе вполне
благополучный ранее инженер в результате социально-экономических реформ
неожиданно может оказаться на грани нищеты. Тогда он начинает искать пути
восстановления имущественного благополучия, занимаясь предпринимательской
деятельностью, таким образом, в новую социальную общность.
Особую группу социальных
общностей образуют так называемые элиты (лучшая часть общества).
Однако не всегда ясно, кого следует считать лучшим. Итальянский социолог В.
Парето связывал социальные изменения с появлением новой элиты. Он считал, что
социальным общностям свойственно делегировать в высшие слои своих представителей,
которые затем перераспределяют коллективные ресурсы в пользу своей
«материнской» общности.
Другой специфический вид
социальных общностей образуют массы и толпы. В этой области
известны французские социальные психологи Г. Лебон и Г. Тарду. Они указали на
то, что в составе большой, тесно сплоченной группы человек ведет себя
совершенно иначе, чем в одиночестве или в пределах малой группы, иногда
становясь способным на непредсказуемые поступки.