Социальные статусы и роли. Динамика статусного портрета. Роль
как модель поведения. Ролевые дисфункции.
В
процессе взаимодействия с другими индивидами каждый человек выполняет
определенные социальные функции, которые определяют его социальный статус. Социальным
статусом называется общее положение личности или социальной группы в
обществе, связанное с определенной совокупностью прав и обязанностей.
Социальные статусы бывают предписанные (национальность, место рождения,
социальное происхождение и т.п.) и приобретенные, достигнутые (профессия,
образование и др.).
В любом
обществе определенные статусы являются престижными, другие — наоборот. Престиж
— это оценка обществом социальной значимости того или иного статуса,
закрепленная в культуре и общественном мнении.
Социальная роль фактически представляет
собой некоторый образец поведения, признанный целесообразным для людей данного
статуса в данном обществе. Социальная роль может быть закреплена за человеком
формально (например, в законодательном акте) или же иметь неформальный
характер.
Каждый
человек обладает не одной, а целым набором социальных ролей, которые он играет
в обществе. Их совокупность называется ролевой системой. Многообразие
социальных ролей может стать причиной внутреннего конфликта личности (в том
случае, если какие-то из социальных ролей противоречат друг другу).
Динамика статусного портрета человека.
Оказывается,
статусный портрет человека, как и он сам, не остается неизменным. Человек
взрослеет, стареет, переезжает из деревни в город, делает служебную карьеру,
женится, его выбирают в депутаты. Меняется человек, меняется и его статусный
портрет. Такой процесс называется динамикой статусного портрета.
Итак,
людям свойственно изменяться во времени - расти, стареть, умирать. На
протяжении своей жизни индивид набирает и теряет статусы по мере того, как он расширяет
(или сужает после выхода на пенсию) свою социальную активность, устраивается на
работу, продвигается по служебной лестнице и т.п.
Дисфункция
- невыполнение предписанной ролью обязанностей в силу субъективных причин, в
частности, нежелания (отсутствие высокой или устойчивой положительной
мотивации) или неумения (отсутствие или нехватка знаний и навыков к выполнению
роли).
Функции
и дисфункции относительны. Так, длительная отлучка мужа из дома, связанная,
например, с заграничной командировкой или морским плаванием, считается
функциональным явлением. Но длительная отлучка женщины воспринимается как
дисфункция.