Формы социального взаимодействия: кооперация, конкуренция,
конфликт. Социальное взаимодействие в концепциях: социального обмена,
символического интеракционизма, управления впечатлениям
М. Вебер определял
социологию как науку о социальном взаимодействии, понимая под ним
совокупность способов, с помощью которых люди достигают своих целей. Если
субъекты пользуются равными возможностями взаимного влияния (друзья,
сотрудники), то взаимодействие носит двусторонний характер.
https://pro-ekip.ru чехлы для мотоциклов купить моточехол.
Интенсивность взаимодействия
характеризует степень влияния действий одних участников взаимодействия на
других.
Некоторые взаимодействия
являются длительными и непрерывными (семейная жизнь, отношения на работе), в то
время как другие непродолжительны и носят случайный характер (встреча на улице,
знакомство во время отпуска).
С точки зрения
направленности три типа отношений: солидарное — интересы и устремления двух
сторон совпадают; антагонистическое — интересы и устремления противоположны;
смешанное — интересы не совпадают, но и не совсем расходятся.
Можно различать
организованное и неорганизованное взаимодействие. Например, в армии
взаимодействие всех субъектов регламентируется уставом воинской службы, а
отношения золотоискателей в период «золотой лихорадки» носили стихийный
характер.
Концепции социального
взаимодействия. Социального обмена (автор Дж. Хоманс). Основная идея:
Люди взаимодействуют друг с другом на основе своего опыта, взвешивая возможные
вознаграждения и затраты. Символический интеракционизм (Дж. Мид, Г.
Блумер): Поведение людей по отношению друг к другу и предметам окружающего мира
определяются теми значениями, которые они им придают. Управление
впечатлениями (И. Гофман): Социальные ситуации напоминают драматические
спектакли, в которых актеры стремятся создать и поддерживать благоприятные
впечатления.
Конфликт может быть
определен как ситуация, которая возникает, когда целенаправленное поведение
одной группы в организации блокирует целенаправленное поведение другой».
На ход конфликта влияют: — характеристики
конфликтующих сторон; — предысторию их взаимоотношений; — социальная среда; —
применяемые конфликтующими сторонами стратегия и тактика; — результаты
конфликта для его участников и заинтересованных.
Выделяют субъекты конфликта: а) первичные
группы, чьи цели несовместимы; б) вторичные группы, которые вносят косвенный,
вклад в разжигание конфликта; в) третьи силы, заинтересованные в конфликте.