Особенности подготовки специалистов социальной работы
Проблема подготовки студентов к практической социальной работе деятельности обусловлена современной ситуацией развития общества, для которой характерно обновление всех социальных институтов и систем.
В 90-х годах в России профессия «социальная работа» была официально зарегистрирована в государственных документах в нескольких модификациях: социальный работник, социальный педагог, специалист по социальной работе. В настоящее время созданы научные школы, проводятся специальные исследования в области социальной педагогики, формируются различные модели и технологии подготовки социальных педагогов к профессиональной деятельности.
Профессиональная подготовка специалистов осуществляется в учреждениях трех типов, дающих образование разного уровня:
- учреждения начального профессионального образования (лицей, школа и другие);
- среднего профессионального образования (училище, колледж и другие);
- высшего профессионального образования (институты, университеты и другие).
В настоящее время принят государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования, разработаны учебные планы, учебные программы отдельных курсов. Однако сложность в недостаточном объеме литературы по этой профессии и в специально подготовленных преподавательских кадрах.
Профессиональные знания специалиста социальной работы включают, прежде всего, необходимость знания законодательства и основ социально-педагогической деятельности.
Однако по окончанию высшего профессионального обучения, по мнению социолога, Лященко А.И., [9; 39] специалист данной профессии должен обладать следующими профессионально важными личностными особенностями:
ü Внимание, стремление понять позицию других;
ü Дружелюбие, общительность;
ü Способность стать лидером;
ü Вежливость, обходительность;
ü Руководство здравым смыслом, следование предписаниям;
ü Жизнерадостность;
ü Толерантность, упорство;
ü Большое чувство ответственности;
ü Способность выполнить работу полную разнообразия;
ü Энтузиазм в трудовой деятельности, альтруизм;
ü Способность взаимодействовать со специалистами;
ü Тщательность действий;
ü Аккуратность и последовательность в работе;
ü Способность к планированию своего будущего;
ü Способность к устным высказываниям;
ü Хорошая память, способность обучать других;
ü Умение заботится о других;
ü Реализация новых идей, самостоятельность суждений.
Среди факторов и условий, имеющих значение для выпускника учебного заведения по специальности «социальная работа», влияющих в последующем на профессиональную карьеру, наиболее распространенными являются следующие [12; 9]:
В числе отрицательных сторон:
ü Недостаточность ведомственной нормативной и инструктивно-методической базы ввиду новизны профессии;
ü Неотработанность профессионального инструментария по специальности, что приводит к необходимости его самостоятельной разработки специалистом;
ü Фактор «профессионального одиночества», который означает непонимание специфики и значения должности в учреждении в распространенной ситуации наличия в штатном расписании одной ставки специалиста (или даже нескольких, но явно ниже потребностей);
Есть и положительные стороны этой работы:
ü Многообразие возможных мест работы;
ü Реализация положительных качеств личности, организаторских способностей;
ü Возможность коммуникативного общения;
ü Развитие творческих способностей.
При подготовке кадров по специальности «социальная работа» нужно: развивать профессиональные особенности личности, соответствующие специальности, вести более общий обзор профессиональной деятельности специалиста социальной работы, конкретизировать подготовку и специализироваться на определенном виде деятельности специалиста социальной работы, а также при комплектовании групп ввести тестирование, с целью учета личностных качеств будущего «специалиста социальной работы». [13; 13]
Вышеизложенное показывает, что:
1. Существует необходимость подготовки специалистов социальной работы, как на базе средних специальных учебных заведениях так и высших;
2. Большую роль в подготовке кадров имеет подбор предметов преподавания;
Перейти на страницу:
1 2 3