Технологии социальной работы
Можно выделить следующие направления социально-педагогической работы в образовательном учреждении:
· Помощь семье в решении проблем, связанных с учебой, воспитанием, присмотром за ребенком;
· Помощь ребенку в устранении причин, негативного влияния на его успеваемость и посещение учреждения;
· Привлечение детей, родителей, общественности к организации и проведению социально-педагогических мероприятий, акций;
· Распознавание, диагностирование и разрешение конфликтов, проблем, трудных жизненных ситуаций, затрагивающих интересы ребенка, на ранних стадиях развития с целью предотвращения серьезных последствий;
· Индивидуальное и групповое консультирование детей, родителей, педагогов, администрации по вопросам разрешения проблемных ситуаций, конфликтов, снятию стресса, воспитанию детей в семье и тому подобное;
· Выявление запросов, потребностей детей и разработка мер помощи конкретным учащимся с привлечением специалистов из соответствующих учреждений, организаций;
· Помощь педагогам в разрешении конфликтов с детьми, в выявлении проблем в учебно-воспитательной работе и определение мер по их преодолению;
· Проектирование, разработка планов и программ по различным направлениям деятельности образовательного учреждения;
· Пропаганда и разъяснения прав детей, родителей, педагогов;
· Решение практических вопросов обеспечения учебно-воспитательной работы за пределами расписания учебных занятий.
Вся деятельность социального работника должна способствовать созданию обстановки психологического комфорта и безопасности личности подопечного, обеспечению охраны жизни и здоровья гражданина, установлению гуманных, нравственно здоровых отношений в социальной среде.
Профессиональная успешность социального работника определяется результативностью его деятельности и ее общественным признанием. Для успешного взаимодействия социальный работник должен обладать следующими качествами:
- Веселый характер;
- Умение помочь;
- Дружелюбие;
- Вежливость;
- Справедливость;
и именно в этой последовательности.
Но не только от этого зависит успешность деятельности специалиста социальной работы, она зависит и от условий труда, здесь важны:
1. Наличие должностных обязанностей, составленных с учетом специфики учреждения;
2. Четкое и ясное информирование о должностных обязанностях специалиста социальной работы – (должна быть у всех членов педагогического коллектива, а не только у администрации и самого специалиста социальной работы);
3. График работы с учетом времени на связи во внешнем реабилитационном пространстве;
4. Собственный кабинет;
5. Средства на методическую литературу;
6. Возможность профессионального роста;
7. Адекватная оплата труда;
8. Адекватный социальный статус.
Содержание деятельности социального работника необъятно, однако автором работы сделана попытка обозначить основные направления его деятельности.
Из всего вышесказанного следует, что:
1. деятельность социального работника многообразна и многоканальна;
2. Направления деятельности социального работника могут быть разнообразны, от широкой направленности: «ребенок – семья – общество», до узкоспециальных: организатор работы с трудными детьми; специалист по организации культурного досуга детей и взрослых в микрорайоне; специалист, работающий в области охраны прав ребенка; и т.д. [30; 18]
3. Социальный работник должен выполнять следующие функции:
- организационно-коммуникативную;
- диагностическую;
- организаторскую;
- прогностическую;
- профилактическую и социально-терапевтическую; организационно- коммуникативную;
- охранно-защитную;
- посредническую.