Специалист социальной работы в системе правовых отношений
В деятельности специалиста социальной работы необходимо знание и умение практически всего, что связано с детьми, но также важна и семья, так как ребенок живет непосредственно в ней, следовательно, значит для специалиста социальной работы это тоже важный элемент его деятельности. На сегодня в Российской Федерации действуют законы, которые направлены на поддержку семьи и семейного бюджета. Один из них – это закон «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» 1995года. Этот закон устанавливает единую систему государственных пособий гражданам, имеющим детей, в связи с их рождением и воспитанием, которая обеспечивает гарантированную государством материальную поддержку материнства, отцовства и детства.
Правда, настоящий закон не распространяется на всех, и это правильно, на сегодняшний день действует принцип адресности.
Закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» 1995 года провозглашает целью благотворительной деятельности:
- содействие укреплению престижа и роли семьи в обществе;
- содействие защите материнства, детства и отцовства;
- содействие деятельности в сфере образования, науки, культуры, искусства, просвещения, духовному развитию личности;
- содействие деятельности в сфере профилактики и охраны здоровья граждан, а также пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния граждан;
- содействие деятельности в сфере физической культуры и массового спорта, некоторые из них напрямую связаны с деятельностью специалиста социальной работы.
Важными документами также становятся приказы, распоряжения и решения глав муниципальных образований, и подведомственных им «отделов образования» и «Управлений по социальным вопросам» в зависимости от того, где, в какой отрасли работает специалист социальной работы.
Итак, социальному работнику, необходимы знания нормативных документов для оказания конкретной помощи в каждом конкретном случае.
Проблема определения нормативно-правового поля деятельности специалиста социальной работы сопрягается с проблемой определения приоритетности института, чьи интересы защищаются социальным работником. С точки зрения системы профессиональных ценностей, специалист социальной работы должен представлять интересы прежде всего клиента, затем – общества в целом, и только потом – государства и своего учреждения. Такую систему приоритетов не всегда легко соблюдать, ее приходится отстаивать, иногда даже вступая в конфликты с руководством или с коллегами. Однако если присутствует осознание законности, гуманности и моральной правоты своей профессиональной деятельности, всегда находятся убедительные аргументы в защиту своего клиента, своего дела и своей профессии. [25; 339]
Документы учреждения представляют определенную систему, которая отражает отдельные стороны его работы или всю работу в целом. Что зафиксировано, прежде всего, в Уставе учреждения, в приказах, где последовательно документируется распорядительная деятельность руководителя, в протоколах – работа педагогического совета, в журналах – успеваемость учащихся и т. д.
Системы документирования получили название делопроизводства, что включает создание документов, работу с ними, хранение.
Делопроизводство специалиста социальной работы складывается из:
1) нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность учреждения и специалиста;
2) годовых, помесячных, еженедельных планов работы учреждения и специалиста;
3) актов обследования;
4) личных текущих записей;
5) переписки с учреждениями и организациями, участвующими в решении проблем;
6) отчетов;
7) аналитических справок и отчетов по результатам социально-педагогической диагностики и других исследований;
8) медико-психолого-педагогических характеристик отдельных учащихся, с которыми ведется специально спланированная индивидуальная работа;
9) протоколов различных заседаний, совещаний, встреч, педсоветов и тому подобное по вопросам, относящимся к компетенции специалиста социальной работы (в копиях).
Понятно, что все это, кроме планов и отчетов – рабочая документация специалиста и не подлежит официальному контролю, если эти документы не будут введены в обязательный перечень документов учреждения.
Как уже выше писалось, социальный работник должен представлять интересы своего клиента и для этого ведет работу со специалистами различных социальных служб, ведомств и с должностными лицами различного рода управлений.