Исследования показывают, что результаты профобучения весьма
неоднозначны и зависят в основном от того, насколько полно программа обучения
учитывает особенности той категории населения, на подготовку
В Федеральной программе содействия профессиональному развитию персонала на производстве на 1996-1998 гг. констатируется, что недостаточная квалификация работников на предприятиях сдерживает экономические реформы. В последние годы наблюдается снижение профессионально-квалификационного уровня рабочих, особенно молодых. Не соответствует современным требованиям и уровень квалификации многих руководителей и специалистов.
Федеральная программа нацелена на поддержку предприятий, осуществляющих переобучение работников без прекращения с ними трудовых отношений под будущее развитие производства. При этом максимально учитываются конкретные особенности предприятия, в частности, степень его адаптированности к рыночным отношениям. В этих целях все предприятия разделены на группы:
n вполне адаптированные к рынку и успешно решающие задачи повышения эффективности производства и сбыта, укрепления своих позиций на рынке; численность занятых в этой группе 5,4 млн. человек, или 18% занятых в промышленности;
n находящиеся в стадии адаптации к рынку, решающие вопросы обеспечения конкурентоспособности товаров и услуг, укрепления своих позиций на рынке с помощью современных технологий, методов организации труда и производства, а также маркетинга; численность занятых в этой группе составляет 6,6 млн. человек, или 22% занятых;
n ищущие свое место на рынке, инвесторов, разрабатывающие бизнес-планы и т.д.; эта группа охватывает 10,5 млн. человек, или 35% занятых;
n убыточные, которым предстоит процедура банкротства или санации; значительная часть их работников подлежит переводу на другие предприятия после переподготовки; к этой группе относятся 7,5 млн. человек, или 25% занятых в промышленности.
По оценкам специалистов Министерства труда и социального развития РФ, для решения проблем адаптации к рыночным отношениям потребуется подготовить, переподготовить и повысить квалификацию практически всех работников третьей, четвертой и частично второй групп (18-20 млн. человек). За счет этих мероприятий, как ожидается, можно обеспечить до 30% роста объемов производства и на 50% повысить производительность труда. С такими задачами, тем более в сжатые сроки, самим предприятиям не справиться, поэтому требуется государственная поддержка в создании новой системы обучения кадров на производстве (включая обучение высвобождаемых работников без прекращения с ними трудовых отношений) с учетом мировой практики. Опыт развитых рыночных экономик показывает, что достижение конкурентоспособности индивида на рынке труда не является его частным делом. Нельзя ожидать повышения эффективности занятости только в результате улучшения параметров экономики, традиционно подлежащих государственному регулированию (уровня инфляции, инвестиций и др.). Необходимо работать над совершенствованием характеристик самой занятости (профессионально-квалификационной структуры, ее мобильности, продуктивности и т.д.).
Побудительным импульсом к активизации этой программы может стать выявление тех потенциальных работодателей, которых заинтересует возможность получить рабочую силу, подготовленную в соответствии с их требованиями за счет государства.