Профессиональная ориентация и трудовая занятость молодежи.
После того, как человек определился с сектором экономики, где он будет работать, он начинает выбирать конкретную сферу деятельности и профессию.
Ситуация выбора профессии (проектирования профессионального пути и прежде всего его старта) при всем разнообразии у каждого человека конкретных жизненных обстоятельств имеет некоторую общую структуру. Можно выделить восемь важнейших обстоятельств, влияющих на выбор профессионального будущего современной молодежи.
1. Позиция родителей
2. Позиция друзей и сверстников
3. Авторитет отдельных личностей, представляющих данную профессию.
4. Сложившиеся к данному моменту личные профессиональные планы
- главная цель
- «жизненная перспектива»
- внешние условия достижения целей
- представление о собственных возможностях.
5. Уровень притязаний на общественное признание
6. Информированность
7. Склонности к тем или иным видам деятельности.
К концу школы у человека наступает период его окончательного самоопределения относительно его будущей сферы деятельности. Здесь и наступает «кризис мысли» у молодых людей, когда они не могут выбрать свой путь. По степени сформированности профессионального выбора выпускников школы обычно разделяют на 4 группы:
1. определившихся – 30%
2. колеблющихся – 30%
3. неустойчивые – 15%
4. пассивные – 25%
Таким образом, около трети учащихся, оканчивающих школу, не знают, что они будут делать дальше. Данная ситуация вызвана целым рядом причин. Здесь в определенной мере проявились общие изменения в стиле жизни молодежи, особенно той ее части, для которой ценности созидательного труда утратили значение, причем не без влияния разочарования в них представителей прежних выпусков. Дело таким образом, заключается не в легкомыслии части молодых людей. Существуют объективные трудности профессионального самоопределения молодежи в условиях неясности перспектив развития в стране ряда отраслей производства, плохого материального обеспечения сфер науки, культуры, образования. Ощущается и определенный спад в этих условиях профориентационной деятельности не только со стороны школы, но и предприятий, высших учебных заведений, общеобразовательных объединений.
Исследования показывают, что несмотря на значительный рост инструментализации мотивов труда, важнейшими его составляющими после уровня заработной платы (93%) были названы возможность чувствовать себя при деле (85%) и перспектива профессионального роста (83%). Показательно, что стремление не утруждать себя работой в структуре мотивов оказалось на последнем месте (33%). Однако то обстоятельство, что каждый третий молодой человек не стремиться реализовать себя в труде, свидетельствует об отсутствии для этого реальных возможностей, особенно в госсекторе. Материальное положение молодых россиян мало зависит от результатов труда, уровня образования и квалификации.
Системный кризис сузил сферы использования квалификационного труда, прежде всего в массовых профессиях. Как следствие, половина молодых людей работает не по специальности, 17,8% не имеют возможности повысить квалификацию, 30,1% - реальную зарплату и 30,5% - продвинуться по службе.
Из всего вышеперечисленного можно заключить, что круг серьезных проблем, возникающих у молодых людей при выборе профессии, очень широк. С одной стороны это непредсказуемая экономическая ситуация в стране не способствующая стабильному развитию частного сектора, с другой это бедственное материальное положение государственного сектора, не дающего возможности для нормальной жизни и карьерного роста.
Что же выбирает нынешнее поколение? Какие профессии являются престижными и нужными? Далее будут приведены данные различных опросов в различных городах и регионах России, в разных социальных и возрастных группах молодежи.
В табл.13 приведены результаты социологического опроса учащихся выпускных классов 13 школ Красноярского края, проведенного Центром социологических исследований Красноярского края.
Распределение ответов на вопрос: «Если вы выбрали профессию, то какую?»
Табл.13
Как видно из таблицы молодые люди неохотно хотят идти в чисто коммерческую сферу деятельности (3,75%) и также неохотно они выбирают государственные структуры. Особенно молодежь не жалует промышленность, армию, науку, с/х. (0,25%, 1,5%, 1,15%, 1,9% соотв.) Они выбирают «золотую середину» - работу в финансовой сфере в государственных органах – это работники министерств, органов исполнительной власти, фискальных органов, бухгалтерий (25,25%). Неожиданно много процентов набрали традиционно малооплачиваемые профессии в сфере здравоохранения и образования. Здесь, по моему мнению, играет роль социальной значимости этих профессий и главное большой социальной ответственности российской молодежи.
Перейти на страницу:
1 2 3 4