Возникновение и эволюция системы
профилактики наркологических заболеваний у детей.
· Сегодня мы можем констатировать наличие некоторых результатов в изучении наркомании с позиций наркологии, психиатрии, биохимии, физиологии, психологии. Однако сколько-нибудь существенных результатов в профилактике наркомании в молодежной среде вряд ли можно добиться без разработки педагогического аспекта антинаркотической работы. В настоящее время таких исследований практически нет. Существует лишь единичные и слабые в методологическом плане попытки осмысления опыта деятельности наркоманских общин, существующих во многих странах мира, в том числе и в России (9,с87)«современная превентология, чья главная цель-здоровый образ жизни, актуализирует сложное, системное представление о здоровье. Оно включает три компонента: физиологическое, психическое и духовное ( моральное, нравственное) здоровье. Последние два объединяются в понятие «душевное здоровье», представляющие по своей природе культурно- исторический феномен. Поэтому в подходе первичной профилактики (ПП) с позиций системного представления о здоровье приоритетное значение приобретает идеологическая составляющая и в особенности психогигиеническая функция культуры. Деструктивные, связанные с запугиваем, методы ПП заменяются на конструктивные, направленные не на изменения или на разрушение спонтанных аттитюдов (социальных установок), а на формирование таких установок и смысловой ориентации личности, при которых наркотики не являются ценностями.
Оппозиционная к традиционным методам санитарного просвещения и специальной пропаганды конструктивная ПП в последнее десятилетие стала в странах Запада необходимым элементом воспитания подрастающего поколения.
« Предпосылки формирования конструктивной ПП впервые возникли около 30 лет тому назад, когда антинаркотическое информирование детей было объявлено в США одним из национальных приоритетов. Однако уже в 1973 году национальной комиссией по марихуане на антинаркотическое информирование был наложен мораторий. Специальными исследованиями было показано, что информационный подход не эффективен. Широко практиковавшиеся запугивающие сообщения в СМИ, включая свидетельства бывших наркоманов, приводили к искажению баланса информации в пользу мрачных сторон явления. Лекции специалистов нередко, возбуждали интерес к психоактивным веществам.
Детальное изучение потенциальных возможностей использования феномена страха для деструкции нежелательных и формирования желательных аттитюдов выявило их принципиальную ограниченность. Слабая и средняя интенсивность запугивающей информации больше влияет на поведение, чем сильная, а сильная способствует принижению значимости или даже отрицанию угрозы. Эффективность сильного страха если и может быть высокой, то всегда кратковременна. Изучение специальной модели параллельных процессов – страха и аттитюдов- обнаружило, что для реального изменения последних, необходимо снабдить запугивающую информацию рекомендацией по целесообразным практическим действиям»(9,с90)
Таким образом, применение информационной модели ПП, основанной на предположении, что предъявления страшных факторов или «правды» о наркотиках достаточно для предотвращения их употребления, имело важнейшие последствия. Широко распространилось убеждение: возрастание объема знаний о наркотиках в принципе недостаточно для изменения социальных установок подростков; в то же время оно может способствовать пробуждению интереса и приобщению к ПАВ.
Перейти на страницу:
1 2 3 4 5