Программы профилактики.
Обычно выделяют следующие основные целевые группы для первичной профилактики: здоровые дети и подростки и группа риска, в которую входят дети с социально-психологическими проблемами, дети из семей алкоголиков и наркоманов, подростки с аддиктивными проблемами. В систему ПП включается так же работа с ближайшим окружением подростка-его семьей, педагогами, классом, досуговыми подростковыми учреждениями.
Профилактика должна быть ориентированна на выявление и устранение социальных и социально психологических причин зависимости. Это могут быть меры административного и юридического характера, направленные на борьбу с незаконным оборотом наркотиков, которые обеспечиваются соответствующей законодательной базой и правоохранительными органами. Это могут быть меры социальной направленности, призванные укрепить авторитет и привлекательность института семьи и школы; возрождение культурных и духовных традиций в обществе. Это могут быть медицинские меры, снижающие риск наркотизации предрасположеных к этому заболеванию категории людей, так называемой « группы риска». Наконец, это могут быть психолого-педагогические меры, направленные как на личность молодого человека, так и на молодежно- подростковые группы.
На какие факторы могут быть направлены психолого- педагогические усилия:
- Факторы социальной среды: формирование отрицательного отношения к ПАВ, формирование привлекательного имиджа здорового образа жизни, большая терпимость к наркомыслию молодых, попытка найти то, что объединяет, а не то, что разъединяет, создание благоприятных условий для удовлетворения основных потребностей подросткового периода- потребность в общении со сверстниками ( клубы, вечера, дискотеки), в самопознании и саморазвитии ( группы, встречи, социально- психологические тренинги); воспитательная работа с родителями, организация совместной деятельности родителей, учителей и подростков, усиление родительского контроля, снижение доступности ПАВ.
- Личностные факторы: развитие навыков общения, социальной компетентности и активности, принятия решений и формирование навыков ассертивного поведения.
За последние годы подходы к профилактике зависимостей от ПАВ у детей и подростков заметно изменились. Профилактика проделала путь от устрашения и информированию до программ, ориентирующих на осознание причин приобщения подростков к наркотикам и тренировки жизненно важных навыков.
Современные подходы к профилактике употребления наркотиков.
Первый подход информационный - является наиболее распространенным типом превентивных стратегий, базирующихся на предоставлении частичной информации о наркотиках, их вреде и негативных последствиях употребления.
Обычно реализуется 3 варианта информационного подхода:
1)предоставление частичной информации о фактах влияния наркотиков на организм и количественные данных о наркоманах.
2)Устрашающая информация, описывающая неприглядные стороны употребления наркотиков.
3)Информация о деградации личности людей, употребляющих ПАВ и проблемах с этим связанных.
Сторонники этого подхода предполагают, что повышение качества знаний об употребления ПАВ и его последствиях будет эффективным для изменения поведения.
Перейти на страницу:
1 2 3 4