Заключение
Подводя итог нашему исследованию, мы делаем следующие выводы:
Во-первых, преподаватели являются основой образовательного процесса. От их квалификации зависит качество знаний, которые получат студенты. Однако, и от поведения педагога зависит тоже очень многое. Например, с каким чувством студент идет на занятие, а значит и то, как он усваивает преподаваемый материал. Исследование показало, что проблема девиации в поведении преподавателя как организатора учебного процесса существует.
Многие из опрошенных студентов двух ВУЗов указывают, что преподаватели опаздывают на занятия. Это можно понять, если на то есть уважительная причина. А если такое происходит регулярно? Когда же студент опаздывает на занятие, его не редко оставляют за дверью аудитории. Аналогично проблема обстоит и с мобильными телефонами. Как преподаватель может требовать выключать их, если сам этого не делает? Так же респонденты отмечают появление преподавателя в нетрезвом виде на занятиях. Пусть даже это происходит редко, но все же… Может ли такой преподаватель рассчитывать на уважение студентов? Нет. А как следствие этого возникает пренебрежительное отношение к предмету.
А вот момент, который радует. Преподаватели как в нашем университете, так и университете им. Машерова не позволяют себе унижать личное достоинство студентов, а именно: использовать однозначно нецензурные выражения, грубо кричать на студентов, давать студентам клички, демонстративно искажать их имена и фамилии, делать язвительные замечания о внешности и одежде студентов, публично обсуждать личную жизнь студентов или их личностные недостатки без их согласия.
В то же время студенты практически единогласно утверждают, что многие преподаватели запугивают студентов перед сессией мол, зачет им не сдать, а об экзамене и говорить нечего. Кстати, пункт «запугивание» в общем рейтинге «нарушений» занимает лидерские позиции. Пугают, как оказалось, не только в ВГТУ, но и в ВГУ.
Во-вторых, взяточничество остается серьезной проблемой для белорусских вузов - такой вывод сделали эксперты социологической службы. Однако, исследование проведенное нами в двух вузах показало, что проблема в принципе стоит не так уж остро. То есть студенты слышали о случаях взяточничества в университете, но сами лично никогда в этом не участвовали.
По словам социологов, вокруг взяточничества в институтах и университетах сложилась целая инфраструктура. Треть студентов передают деньги или подарки через посредника, следовательно, поймать преподавателя на горячем при таких условиях практически невозможно. Наш опрос показал, что устойчивого контингента, берущего взятки в вузах нет.
К тому же, из-за постоянной нехватки преподавательских кадров, даже если факт взятки и доказан, администрация высшего учебного заведения не спешит увольнять сотрудника.
Хотя, студенты сами иногда непротив подарить подарок преподавателю в расчете на его снисходительность во время экзамена.
В- третьих, в вузах существует проблема сексуальных домогательств. В нашем вузе, судя по ответам студентов, серьезной проблемой это вряд ли можно считать. А вот в ВГУ им. Машерова все намного серьезнее. Многие из респондентов отметили, что сталкивались с этой проблемой и преподаватели иногда не прочь «распустить руки».