Приложение А. Программа исследования
1.
методическая часть
1) Определение и обоснование проблемы исследования
Мы не раз слышали мнения преподавателей по этой теме. И если следовать их логике, основной причиной проблемы взаимоотношений преподавателей и студентов является невоспитанность последних, которая часто провоцирует преподавателя на грубость. Неужели вся проблема в нас, учащихся высших учебных заведений?
На этот раз возможность высказаться по поводу вузовской этики мы решили предоставить студентам. И поднять проблему девиации в поведении преподавателей.
Проблема нашего исследования заключается в выявлении существования фактов проявления девиации в поведении преподавателей как организаторов учебного процесса.
Фактов взяток известно множество, но почему-то студенты не спешат писать заявления на нерадивых преподавателей? Почему? Это страх перед последствиями такого поступка, или, все-таки студентам это выгодно и они готовы платить? Это еще одна проблема, которую мы попытаемся исследовать.
Примерно аналогично ситуация обстоит с сексуальными домогательствами. Раньше это было огромным тайным позором, и в этом всегда обвиняли девушек. Мужчинам, как обычно, все сходило с рук. Сейчас это, по-прежнему, болезненно и неприятно, обросло новыми обстоятельствами, но все-таки возможность открытого обсуждения дает много поводов для раздумья над тем, как этого не допустить и как этому противостоять.
Данная проблема является предметной, так как вызвана столкновением интересов двух групп: студентов и преподавателей. Она рассматривается в рамках двух вузов г. Витебска, а именно ВГТУ и ВГУ им. Машерова.
Если рассматривать данную проблему с точки зрения глубины охватываемых противоречий, то она является системной, так как охватывает все сферы образовательного процесса.
Цель исследования.
Выяснить мнение студентов о проблеме поведения преподавателей в ВУЗах нашего города. А так же выяснение фактов и причин девиантного поведения преподавателей. Уточнение особенностей благоприятствующих и препятствующих развитию данного явления.
Объект исследования.
Студенты в возрасте 18-23 лет.
Предмет исследования.
Факты девиантного поведения преподавателей. Отношение студентов к данному явлению.
Гипотезы.
1. В ВУЗах существует ситуации, в которых преподаватели унижают достоинство студентов.
2. Большинство студентов не знают способов защиты своих прав, либо боятся это делать.
2)
методологическая часть.
Обоснование выборки.
Выборка осуществлялась методом статистической случайности. Поиск респондентов осуществлялся методом случайной выборки, а опрос проводился анонимно. Было опрошено 60 студентов ВГТУ и ВГУ в возрасте 18-23 лет.
Все это дает основание считать полученную информацию надежной и достоверной.
Обоснование методов исследования.
Так как открыто по вопросам неэтичного поведения преподавателей согласится высказаться далеко не каждый студент. Поэтому мы пошли путем анонимного анкетирования.