Психолого-социальное сопровождение планирования семьи
Семья – это сложное социальное образование, как отмечает Е.И.Холостова «семья – это общество в миниатюре, от целостности и надежности которого, зависит безопасность всего человечества». [27,с.138]
«Общество в миниатюре» необходимо изучать. Необходим поиск новых подходов к раскрытию семейной проблематики. Один из таких подходов - ценностный. Суть его заключается в том, чтобы рассмотреть семью как ценность, выработанную человечеством, осознать реальную достижимость этой ценности уже сегодня и предвидеть ее дальнейшее распространение в качестве составляющей прогресса.
Ценностный подход к семье как к социокультурному явлению осуществим в рамках социологии. Семья включена в рассмотрение многих наук - философии, психологии, этики, демографии, сексологии (список можно продолжить). Социология видит семью как особую целостность, и эта ее заинтересованность в исследовании семьи как целого, как системы ставит социологию в особое к ней отношение, ибо системное, целостное рассмотрение предполагает интеграцию всех знаний о семье, а не выделение своего (наряду с другими) аспекта.
По сравнению с 90 – ми годами, сейчас внимание к проблемам семьи и брака увеличилось. Политическая ситуация 90-х дала резкий сбой в семейной и демографической политиках, что в свою очередь привело к началу снижения численности населения. По данным Госкомстата РФ за 1992-1999 гг. население России сократилось на 2,8 млн. человек. За 1999г. население России сократилось почти на 785 тыс. человек.
[11]
В ближайшие десятилетия уменьшение численности населения России будет продолжаться. Все имеющиеся прогнозы дают удручающую картину. Так, согласно последнему прогнозу ООН (1998г.), к 2050 г. население России по среднему варианту составит примерно 121,3 млн.человек, согласно же худшему варианту – 102,5 млн.человек.
[11]
Динамика рождаемости, ее кратковременные и особенно длительные колебания, ярче многих других демографических процессов отражают неблагоприятные явления в жизни семьи, несут на себе печать ее кризиса. Ведь деторождение – это важнейшая социальная функция семьи, которая прежде прочих начинает трансформироваться в ходе ее исторических изменений. В России снижение рождаемости началось более ста лет назад. Но особенно стремительно этот процесс проходил именно в последние четыре десятилетия, когда созрели все социально- экономические предпосылки отмирания репродуктивной функции семьи, да и самой семьи как социального института.
Кризис семьи и воспроизводства населения является ценностным кризисом общественного устройства, для которого сиюминутные интересы (излечение прибыли, получение каких-то иных преимуществ экономического или неэкономического характера) стоят выше интересов его собственного самосохранения.
Семейные ценности больше не укрепляются и не воспроизводятся современной цивилизацией с ее акцентом на отдельную личность, на стремление якобы «освободить» личность от любых связей, которые «ограничивают» ее самореализацию, в том числе и от связей семейных. Современное общество размывает семейные ценности, подвергает их коррозии, ставя, в конечном счете, под угрозу свое собственное существование. И именно это фундаментальное противоречие индустриального общества, которое, с одной стороны, не может существовать без семьи, без воспроизводства населения, а с другой – не имеет имманентных механизмов реализации этой экзистенциальной потребности, определяет необходимость проведения семейной и демографической политики направленной на повышение значимости семь для молодёжи. [5,с.273-275]
Многие учёные изучали и анализировали проблемы семьи. Истоки решения проблем связанных с семьёй восходят к философской мудрости Платона (диалоги «Государство», «Законы», «Пир»), Аристотеля («Политика»), Ксенофонта («Домострой»). Во второй половине XIX века проблемы семьи изучали такие известные учёные в социологии, как М.М Ковалевский, П.А. Сорокин, В.С. Соловьёв. Имеются психологические, социологические, антропологические, биологические и культурологические исследования таких авторов, как Л.А. Файнберг, Ю.И. Семёнов, Д.Д. Фрэзер, А.С. Спиваковской, В.Р. Дольник, В.В. Дружинин, А.И. Антонов, В.М. Медков, и других известных специалистов. Эмоциональные отношения многосторонне изучались Л.Я. Гозманом, значимые отношения –
А.А. Кроник и Е.А. Кроник. М Фуко изучались супружеские узы и искусство жить в браке. Много достигнуто на данном поприще, но теперь появилась необходимость донести эту информацию до тех, кому она действительно нужна – молодёжи, которая только собирается вступить в семейные отношения.