Нравственные убеждения, нравственные идеалы, самосознание и
чувство взрослости как основные новообразования молодёжи.
Значительное развитие в подростковом возрасте приобретают волевые черты характера. Под влиянием повышенных требований, предъявляемых подростку, у него развивается способность длительно преследовать сознательно поставленные цели, уметь преодолевать препятствия и трудности на этом пути.
Анализируя всё выше сказанное можно обобщить и выявить следующие возрастные особенности характерные для подросткового периода:
1. Потребность в энергетической разрядке;
2. Потребность в самовоспитании; активный поиск идеала;
3. Отсутствие эмоциональной адаптации;
4. Подверженность эмоциональному заражению;
5. Критичность;
6. Бескомпромиссность;
7. Потребность в автономии;
8. Отвращение к опеке;
9. Значимость независимости как таковой;
10. Резкие колебания характера и уровня самооценки;
11. Интерес к качествам личности;
12. Потребность быть;
13. Потребность что-то значить;
14. Потребность в популярности;
15. Гипертрофия потребности в информации
У подростков появляется желание изучать свое «Я», понять, на что они способны. В этот период они стремятся себя утвердить, особенно в глазах сверстников, уйти от всего детского. Все меньше ориентируются на семью и обращаются к ней. Но зато возрастает роль и значение референтных групп, появляются новые образы для подражания. Подростки, потерявшие ориентир, не имеющие поддержки среди взрослых, стараются найти идеал или образец для подражания. Зачастую таким образцом становится или некий собирательный образ, или старший товарищ, или взрослый, которого устраивает роль «учителя». Этим иногда пользуются представители разных сект, асоциальных группировок.