Профессиональное образование
Профессиональная школа, представленная техникумами, профтехучилищами, теперь еще и колледжами, вузами различного типа. Главная проблема - профессиональный выбор при переходе от общеобразовательной к профессиональной школе. Что определяет профессиональный выбор, как, через какие каналы можно повлиять на него? Большинство социологических исследований образования сосредоточено именно здесь Дело в том, что общественные потребности в профессиональной подготовке и личные устремления школьников не всегда совпадают.
Реально в вузы России поступают не более 20 процентов выпускников школ. В результате происходит крушение жизненных планов, иллюзий.
В настоящее время все большее развитие получает система последипломного образования - аспирантура, докторантура, получение второй специальности, институты и факультеты повышения квалификации, стажировки и т. п. Здесь тоже много интересных для социологии вопросов. Достаточно сказать, что, по данным социологов, до 60 процентов выпускников вузов меняют свою профессию по самым различным причинам. Возникают очень непростые вопросы: как помочь в профессиональном совершенствовании по новой специальности, какой набор фундаментальных знаний надо давать студенту, чтобы такой переход был менее болезненным, и т. д.
В современных российских условиях высшая школа меняет структуру подготовки специалистов под мощным давлением новых социально-экономических условий и факторов, становится массовым второе высшее образование. В высших и средних специальных учебных заведениях открываются новые специальности и специализации, связанные с такими сферами социальной жизни, как управление, бизнес, финансы, экология и т. д.
В настоящее время новая проблема для высшей школы - невостребованность, безработица среди лиц с высшим образованием. Безработица стала "умной". Так, в 1998 году каждый десятый безработный имел высшее образование. Наиболее неблагоприятно конъюнктура на рынке труда складывается в отношении инженерных вузов: спрос (и без того невысокий) падает, дефицит специалистов отсутствует.
В ближайшем будущем трудно ожидать резкого изменения в этой сфере. Экономический анализ приводит к трудным для высшей школы выводам: снижение объемов производства ведет к снижению спроса на квалифицированный труд, а это обусловливает сокращение объемов подготовки специалистов. Особенно в части инженерно- и естественнонаучного образования. По оценкам специалистов (А. А. Овсянников и др.), спад объемов производства, резкое сокращение масштабов научной деятельности и ее престижности стимулируют свертывание классической и отраслевой науки. Хотя престиж - иметь ученую степень, не занимаясь профессионально научной деятельностью, - высок. Это стало модным.
Принципиально новой для отечественного высшего профессионального образования является формирующая многоступенчатая система: бакалавр, специалист, магистр. Привлекает ее гибкость, возможность для молодых людей включаться в профессиональную деятельность на разных ступенях получения образования, интеграции средних и высших профессиональных учебных заведений. Однако нельзя не видеть и бездумное копирование американской модели некоторыми усердными реформаторами. Иногда в так называемых элитарных или международных колледжах, в основном гуманитарного профиля, появляется большой объем естественнонаучных предметов. Да, в американских университетах, особенно исследовательских, и так называемых колледжах либеральных наук есть такие учебные планы. Но не стоит забывать, что в американские университеты приходят более 60 процентов выпускников средней школы и университеты просто вынуждены выравнивать общенаучную подготовку студентов младших курсов, в том числе и по родному английскому языку. Другое дело Россия, где в вузы на основе строгого конкурсного отбора поступают не более пятой части выпускников средней школы, и, общепризнанно, с более основательной общенаучной подготовкой.
Новым явлением, требующим серьезного социологического анализа, являются нетрадиционные формы образования, в том числе и частные учебные заведения. Новые формы образования выступают в виде независимых структур или специальных подразделений государственных учебных заведений. Сравнение типологических групп студентов государственных и частных учебных заведений показывает их существенные отличия. Понятно, что среди родителей учащихся частных учебных заведений больше предпринимателей, крупных руководителей, которые могут обеспечить оплату за обучение своих детей. Здесь больше студентов, которые совмещают учебу с работой - вплоть до самостоятельного предпринимательства. Такие студенты материально хорошо обеспечены, они не привыкли себе отказывать ни в чем. Они уверены в своем профессиональном выборе, хорошо осведомлены в специфике будущей профессиональной деятельности. Они выше, чем "бюджетные" студенты, оценивают значимость хорошего образования, свободного владения иностранными языками и т. п. В ближайшее время в отечественной социологии наверняка будут проведены исследования по качеству подготовки студентов в государственных, и частных профессиональных учебных заведениях.