РЫНОК ТРУДА: СУЩНОСТЬ, СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА
Рынок труда исторически возник тогда, когда произошло отделение работника (крепостного крестьянства, ремесленника) от средств производства, прежде всего от земли, с предоставлением ему юридической свободы. Однако. Став юридически свободным, но лишенным средств производства, он оказался без средств к существованию. Чтобы не умереть с голоду, он вынужден продавать свою свободность к труду, или рабочую силу. Так появился новый товар, который дал названию новому рынку.
В последнее время в работах многих ученых, посвященных проблемам рынка труда наметилось различие в определении предмета купли-продажи на рынке труда: рабочая сила или труд. Однако продаваться может только рабочая сила, а не труд, так как последний есть ничто иное как процесс. В таком случае, было бы правильнее говорить о рынке рабочей силы, а не о рынке труда. Но, начиная с К. Маркса и кончая многими современными учеными данные понятия принято считать синонимами и не делать между их значениями никаких различий. На рынке труда складываются отношения между работодателями и наемными работниками. Они способствуют соединению рабочей силы с со средствами производства, тем самым удовлетворяется потребность работодателей в труде, а наемных работников – в заработной плате. Государственная политика рынка труда в западных странах исходит из того, что активная жизненная позиция, стремление к развитию и самоутверждению, присущая корпорации, предприятию и любому трудящемуся, возникает не под влиянием директивных указаний со стороны и не под давлением каких-то внешних сил. Напротив, подобные устремления зарождаются не только как следствие внутренних побуждений и реализуются путем самостоятельных решений и действий. Для этого необходима конкурентная среда и наличие для всех примерно равных возможностей достижения наилучших результатов. Задача государства состоит в обеспечении наиболее благоприятных экономических, в т. Ч. Налоговых, социальных и культурных возможностей развития страны. Эффективность подобной концепции подтверждает опыт развития западного общества 70-80-х годов. Государство ни при каких обстоятельствах не выступает давящей директивной силой, наделившей само себя монопольными правами регулировщика рынка труда. Опыт развития западной цивилизации показывает, что подобная ситуация неминуемо приводит к исчезновению эволюционных потенций в обществе и его деградации. О жизненной важности рынка труда для современного общества свидетельствуют масштабы текущих государственных затрат на его развитие. Только на реализацию социальных программ в рамках рынка труда во многих западных странах ежегодно выделяются средства в объеме 2-3% валового национального продукта. Рынок труда финансируется государством через министерство труда по трем самостоятельным направлениям – трудоустройство ищущих работу, обучение пользующимся спросом специальностям необходимой квалификации; профессиональная реабилитация и обеспечение работой лиц, требующих особого социального внимания (люди с ограниченной трудоспособностью, инвалиды, иммигранты, молодежь без полного школьного образования и специальности).
Анализ динамических изменений рынка труда основывается на оценке перемещения населения между тремя состояниями рынка труда: занятости, безработицы и экономической неактивности. Рассмотрим классификацию занятого и безработного населения, которая основана на методологии МОТ. Все население Российской Федерации можно разделить на две группы: Экономически активное население Данная группа включает ту часть населения, которая обеспечивает предложение рабочей силы для производства товаров и услуг. В свою очередь она делится на следующие категории: 1. Занятые. Выполняют работу по найму за вознаграждение на условиях полного или неполного рабочего времени; 2. Временно отсутствуют на работе из-за болезни, отпуска, работы по специальному графику, отпуска по беременности, обучения, забастовки, по другим причинам; 3. Самостоятельно обеспечивают себя работой 4. Безработные 5. Не имеют работу (доходного занятия); 6. Занимаются поиском работы (обращались в службы занятости, использовали объявления, обращались к работодателю и т.п.) 7. Готовы приступить к работе Экономически неактивное население: данная группа включает в себя людей, не входящих в состав рабочей силы: учащиеся и студенты, посещающие дневные учебные заведения; Лица, получающие пенсии по старости, на льготных условиях, по инвалидности; Лица, занятые ведением домашнего хозяйства, уходом за детьми; Отчаявшиеся найти работу и прекратившие ее поиск; Другие лица, у которых нет необходимости работать Границы рынка труда определяются следующей частью экономически активного населения России: - Незанятые, но ищущие рабочее место - Занятые, но неудовлетворенные работой и подыскивающие другую работу или дополнительное рабочее место - Занятые, но рискующие потерять рабочее место Вышеперечисленные группы образуют предложение труда. Владельцы рабочих мест формируют спрос на труд, складывающийся из числа вакансий и должностей тех работников, которым работодатель ищет замену. Трудящийся, лишенный собственности на свою рабочую силу и возможности распоряжаться своим профессиональным потенциалом, во многом теряет интерес к труду, сохранению и развитию качеств труженика, созидателя и перестает стремиться к их лучшему использованию. Ослабевают нравственные, духовные связи со сферой труда и обществом, исчезает интерес к благополучию и развитию предприятий, национальной экономики страны. А это как бумеранг бьет в итоге по материальному благосостоянию населения и приостанавливает его духовный и культурный рост. Масштабы и интенсивность расходов на развитие, и профессиональную подготовку трудовых ресурсов непрерывно нарастают и определяются уровнем поставленных перед обществом текущих и долговременных задач в этом отношении. Важно, что застрельщиком подобных программ выступают, как правило, ведущие корпорации страны. Прямое субсидирование воспитания и культурного развития трудящихся, наряду с вознаграждением за труд, имеет целью формирование трудовых ресурсов творческого типа и осуществляется в общей сложности на протяжении по сути дела всей жизни человека в следующих направлениях: 1. Дошкольное, школьное воспитание и обучение, среднее специальное, высшее и научное образование (примерно 80-90% за счет государства, частного капитала и общественных организаций). 2. Заработная плата (соответствующая уровню образования и квалификации, полновременная минимальная выше прожиточного минимума). 3. Субсидирование «пожизненно» подготовки и переподготовки (в среднем на 90% за счет государства и частного капитала). 4. Пособия по безработице и различные виды социального вспомоществования (минимум – обеспечение текущих жизненных расходов; максимальная длительность – бессрочное вспомоществование; на 75-80% за счет государства и частного капитала). 5. Пенсионное обеспечение (при отсутствии трудового стажа – государственное всеобщее; при наличие его не менее 15 лет –двойное или тройное выше официального прожиточного минимума; на 90-100% за счет государства и частного капитала). 6. Финансирование на восстановление и укрепление здоровья и культурное развитие (на 70-80% за счет государства, частного капитала и общественных организаций).