Социология
По определению Энтони Гидденса, социология — это «изучение общественной жизни человека».

Вследствие разнообразия подходов ни одно определение социологии не является полностью удовлетворительным.

ПРЕДЛОЖЕНИЕ И СПРОС НА  РЫНКЕ ТРУДА

С точки зрения активной борьбы с безработицей наиболее важным представляется те действия государства, которые направлены на стабилизацию спроса на труд. Поскольку спрос на руд зависит от спроса на товары и услуги, то государство может стимулировать производство как таковое. Закон спроса – обратная зависимость между ценой и величиной спроса на товар или услугу в течение определенного периода. Закон спроса опирается на простой здравый смысл. Высокая цена подавляет желание потребителя совершить покупку, низкая же цена поощряет его приобрести товар. Кривая спроса – кривая (график), показывающая, какое количество определенного товара или услуги покупатели готовы приобрести по разным ценам за данный период времени. Одно из объяснений нисходящего характера кривой спроса состоит в том, что, хотя потребности людей безграничны, их потребность в определенном товаре может быть удовлетворена. В пределах конкретного промежутка времени, в течение которого вкусы покупателей остаются неизменными, потребители в состоянии получить столько определенных товаров и услуг, сколько пожелают. Чем большее количество продукта приобретают потребители, тем меньше их стремление к получению дополнительных единиц этого же продукта. Наиболее наглядно это видно на примере товаров длительного пользования. Потребность в автомобиле у человека, не имеющего его, может быть очень острой; желание иметь вторую машину – гораздо слабее; что же касается третьей или четвертой машины, то потребность в них невелика. Экономисты выдвинули идею, согласно которой определенная потребность удовлетворяется следующими друг за другом единицами продукта в соответствии с законом убывающей предельной полезности. Продукт обладает полезностью, если он в состоянии удовлетворять те или иные потребности. Полезность – это способность удовлетворять потребности. Полезность товара или услуги – это удовлетворение или удовольствие, которое получает от них тот, кто их потребляет. Совокупная полезность – это общее удовлетворение или удовольствие, которое получает человек от потребления конкретного количества товара или услуги. Предельная полезность – это добавочное удовлетворение, извлекаемое потребителем из дополнительной единицы этого продукта. Уменьшение предельной полезности по мере приобретения потребителем дополнительных единиц конкретного продукта называется законом убывающей предельной полезности. Каким же образом закон убывающей полезности объясняет, почему кривая спроса на определенный продукт оказывается нисходящей? Если каждая последующая единица продукта приносит все меньше и меньше предельной, или добавочной полезности, то потребитель станет покупать дополнительные единицы этого продукта лишь при условии снижения его цены. Вследствие убывающей предельно полезности дополнительных единиц продукта потребитель предпочтет больше не покупать этот продукт по заданной цене, так как тратя деньги (т.е. отказываясь от них, он фактически отказывается от других товаров, а значит, и от альтернативных способов получения полезности. Поэтому все последующие единицы продукта будут «недостаточно хороши» до тех пор, пока их цена не снизится. Со стороны продавца, убывающая предельная полезность заставляет его снижать цену, чтобы побудить покупателя приобретать больше продукта. Такова логика, подтверждающая нисходящей характер кривой спроса. Величина, на которую уменьшается предельная полезность по мере потребления все большего количества продукта, определяет ценовую эластичность спроса на него. При прочих равных условиях, если от потребления последующей единицы продукта предельная полезность резко падает, то есть основания ожидать, что спрос окажется неэластичным. И наоборот, умеренное сокращение предельной полезности по мере увеличения потребления предполагает эластичный спрос.

Несколько иной характер носят меры государственного регулирования, направленные на корректировку предложения.

В современных условиях государство реально воздействует на формирование структуры предложения труда путем реализации программы профессиональной ориентации и профессиональной подготовки.

Индивидуальное предложение на рынке труда Конкурентный рынок труда характеризуется следующими чертами: • большое количество фирм конкурируют друг с другом при найме конкретного вида труда; • многочисленные квалифицированные рабочие, имеющие одинаковую квалификацию, независимо друг от друга предлагают данный вид услуг труда; • ни фирмы, ни рабочие не осуществляют контроля над рыночной ставкой заработной платы, и ни те, ни другие не «диктуют уровня заработной платы». Общий, или рыночный, спрос на данный вид труда можно определить путем суммирования по горизонтали кривых спроса на труд (кривых MRP) отдельных фирм. Предположим, что на предложение труда не оказывают влияние профсоюзы; между рабочими существует свободная конкуренция за имеющиеся свободные места. Кривая предложения конкретного вида труда будет плавно повышаться, отражая тот факт, что при отсутствии безработицы нанимающие фирмы будут вынуждены платить более высокие ставки заработной платы, чтобы привлечь больше рабочих. Так происходит потому, что фирмы должны отвлечь этих рабочих из других отраслей и местностей, с других рабочих мест. В определенных границах у рабочих имеются альтернативные возможности выбрать место работы. В условиях полной занятости группа фирм на конкурентном рынке должна постоянно повышать ставки заработной платы, чтобы привлечь данный вид работников с других рабочих мест. Более высокая заработная плата также необходима для стимулирования поиска работы теми, кто еще не входит в состав рабочей силы.

Перейти на страницу: 1 2

 

Сбор информации

После того как определены объект и предмет социологического исследования, установлены те их стороны и черты, которые требуют особого внимания.

Лучшие статьи

Личные интервью
Интервью проводятся в различные дни недели и время суток, а в случае, если никого нет дома или респондент оказался занят, интервьюер наносит повторный визит в выбранную квартиру.
Читать полностью...

Статистика абортов
Статистика абортов всегда была под запретом. Число абортов на тысячу женщин детородного возраста составляет в России 83.
Читать полностью...

Молодёжная субкультура
Под культурой понимаются убеждения, ценности и выразительные средства, которые являются общими для определённой группы людей.
Читать полностью...