Положение женщины в семье как экономическая и социокультурная
проблема
В настоящее время каждого третьего, проживающего в России, можно назвать неимущим, то есть его доходы ниже величины прожиточного минимума. В стране 9 млн. безработных. Высокий удельный вес женщин типичен для разных категорий российских безработных, независимо от их возраста, уровня образования, семейного положения. Особенно велик он среди безработных родителей, воспитывающих несовершеннолетних детей, а также инвалидов с детства (более 70% этой категории безработных – женщины), безработных одиноких родителей (более 90% - женщины), многодетных родителей (около 80% - женщины).
Проблема бедности – это проблема социального неравенства, главное в ней – это неравенство возможностей, неравный доступ семей к ресурсам развития.
В Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, отмечая значение вклада женщины в благосостояние семьи, подчеркивается, что до сих пор не получило полного признания социальное значение материнства и роли обоих родителей в семье и воспитании детей, ибо это требует совместной ответственности мужчины женщины, а также всего общества в целом. Для достижения полного равенства между мужчинами и женщинами необходимо изменить традиционную роль, как мужчин, так и женщин в обществе и в семье.
Не остается без внимания проблема семьи и в Российской Федерации, где в Конституции (п.1 ст. 38) сказано: «Материнство и детство, семья находятся под защитой государства». А в параграфе 2 четко определены роли родителей: «Забота о детях, их воспитании – равное право и обязанность родителей».
Перед женщиной стоит проблема: выжить и сохранить семью при создавшейся ситуации. Ошибочно полагать, что в условиях рыночной экономики большинство семей будут проявлять предприимчивость, хотя совершенно четко установлена ориентация на суверенность семьи, опору на собственные силы и самообеспечение, самостоятельность и необходимость женщинам искать выход.
Вызывает озабоченность разрушение социальной инфраструктуры, помогающей работающим женщинам совмещать профессиональную деятельность с работой по дому. За 1988-1998 гг. удельный вес детей, посещавших дошкольные учреждения, снизился с 70 до 54%.
Широко распространенные патриархальные взгляды на место женщины в обществе создают дополнительные трудности. Довольно сложным являются отношения между супругами, между родителями и детьми. Общество не способствует воспитанию у детей уважительного отношения к матери, профессиональной деятельности родителей, необходимости совместными усилиями решать бытовые проблемы. Широко распространяемая наркомания и алкоголизм приводят подчас к невозможности рациональной организации отдыха семьи, использования коллективных форм воспитания подрастающего поколения в сочетании с семейным.
Перед современной семьей стоит проблема нравственного воспитания, но, к сожалению, средства массовой информации не способствуют решению этой задачи, формированию чувства уважения. Угар секса оборачивается бездуховностью и опустошенностью. В обществе не находят осуждения гражданские, временные, подростковые, даже однополые браки. Врач-психиатр В.Барабаш справедливо отмечает, растление нации сейчас нацелено на самую незащищенную часть общества – на детей. Предлагается Российской ассоциацией «Планирование семьи» раннее половое воспитание, начиная с первоклашек. Однако известно, что «ранняя половая информированность уже через пять лет обучения технике безопасности секса» дала в США рост ранних абортов на 45% (причем нередко с потерей возможности когда-либо иметь детей)». Последствия всего этого драматичны: у девочек – пользователей контрацептивами возможно раковое заболевание; у мальчиков – подростковая импотенция. В Англии, США и других странах эти подростки автоматически исключаются из числа потенциальных отцов, способных к созданию полноценной семьи и рождению детей.*
Перейти на страницу:
1 2 3