Многофункциональная роль женщины в современной семье.
Функция (от лат. Function – исполнение) – выполнение определенной роли в социальной системе или в малой социальной группе-семье. Это зависимость между различными социальными процессами. Это действие, ставшее стандартизированным, регулируемое определенными нормами и контролируемое определенной группой или обществом. Функция – это определенные действия по реализации потребностей. Она отражает связь семейной группы с обществом. В семье – это набор исторически обусловленных форм деятельности, роль и значение которых меняется в каждую историческую эпоху. Семья, где осуществляются межличностные отношения, имеет свои законы развития и функции.
Большинство функций в семье выполняет женщина. Репродуктивная функция определена ей самой природой. Биологическое воспроизводство в обществе в первую очередь зависит от женщины. Однако сам процесс увеличения населения в стране зависит от многих факторов, в том числе от материального, нравственного, культурного, от характера отношений в семье и многих других.
Репродуктивная функция женщины – это естественный биологический процесс, в котором участвуют как женщина, так и мужчина. Деторождение социально обусловлено, поскольку связано не только с семьей, но и обществом. Женщина в выполнении этой функции играет незаменимую главную роль. Однако выполнение этой функции за последнее время заметно осложнилось. Демографы, психологи, социологи единодушно отмечают, что желание иметь в семье большое количество детей заметно снизилось. По данным за период 1992-1998 гг. примерно на 36% сократилось рождение детей. В последующие годы коэффициент рождаемости продолжал снижаться. Снижение уровня жизни большей части населения страны в годы экономического кризиса и политическая нестабильность явились главной причиной столь «обвального» снижения рождаемости в нашей стране в 90-х годах. Причем главным образом сокращение интенсивности рождений произошло не из-за отказа женщин от первого ребенка, а из-за сокращения числа рождений вторых, третьих и последующих детей. Социологические опросы показывают, что в Российской Федерации до 21% опрошенных семей хотели бы иметь 3 детей и более, но могут этого себе позволить.
Выполнение репродуктивной функции тесно связано с состоянием здоровья женщин. В последние годы ухудшились показатели заболеваемости женского населения эндометриозом, воспалительными заболеваниями и женским бесплодием. Выросло количество осложнений беременности, родов и послеродового периода. Рост инфекций, передаваемых половым путем, высокий уровень абортов являются чаще всего причиной бесплодия в браке. В настоящее время около 15% супружеских пар страдают бесплодием, в структуре которого 50-60% составляет женское бесплодие.
Раннее начало половой жизни привело к увеличению частоты беременности в юном возрасте – в последние годы каждый 10-й ребенок рождается у матери моложе 20 лет. Более того, потребность рождения ребенка все чаще не связывается с созданием полной семьи. Увеличилось количество внебрачно рожденных детей – в 2001 г. 28,8% всех родившихся детей родилось вне брака, а на отдельных территориях РФ этот процент еще выше. Одновременно снижается количество зарегистрированных браков и растет число разводов.
Репродуктивная функция связана с воспитательной. Несмотря на рекомендации новой модели семейных отношений, эта функция до сих пор остается за женщиной. Проблема воспитания приобрела совершенно новый характер в условиях реформирования российского общества. Практически воспитание в раннем возрасте не выходит за рамки семьи, а часто и улицы, поскольку большинство дошкольных детских учреждений, успешно справляющихся с этой задачей, ликвидированы. Отсутствует ярко выраженное социальное воздействие на ребенка.
Воспитательная функция должна выражаться в осознанном подходе к возможности эффективного социального воздействия на ребенка, особенно в первые годы его жизни. Присутствие интеллекта, эмоций, вкусов, собственных взглядов, привычек родителей – залог воспитания при обязательном присутствии супружеской и родительской любви, собственного положительного примера, а также умелого словесного воздействия, через непосредственное общение, трудовую деятельность, личный пример окружающих, поощрение и наказание, оценку реального поведения.
Перейти на страницу:
1 2 3