Социология конфликтов
3) равенство условий жизни (благосостояние, образование и т.д.)
4) равенство результатов.
Неравенство, как очевидно, предполагает те же четыре типа взаимоотношений людей, но с противоположным знаком.
В первобытном обществе неравенство было незначительным, поэтому стратификация там почти отсутствовала. В сложных обществах неравенство очень сильное, оно поделило людей по уровню доходов, образования, власти. Возникли касты, затем сословия, а позже – классы. В одних обществах переход из одного социального слоя в другой запрещен; есть общества, где такой переход ограничен, и есть общества, где он полностью разрешен. Свобода социальных перемещений определяет то, каким является общество – закрытым или открытым.
Положение и место человека в обществе, т.е. совокупный социально-экономический статус, определяют уровень дохода, власти, престижа и образования.
В демократическом обществе четыре типа взаимоотношений людей имеют положительные характеристики. Каждый человек, независимо от своего происхождения, имеет личностное право, равенство возможностей достигнуть желаемых целей, имеет право на получение образования и других социальных благ. Конечный результат, как правило, зависит от каждого индивида в отдельности, от его способностей, целеустремленности и ряда других причин. Вследствие этого и происходит социальная дифференциация общества на элиту, средний класс и низшие слои населения. Но, в любом случае, в демократическом обществе достаточно сильно развита социальная защита любых классов.
В большинстве исламских, фундаменталистских стран не может быть и речи о каком либо социальном равноправии. В основе социального устройства лежит «гендерный идеал»,власть носит харизматический характер, население сильно подвержено ксенофобии – страху и ненависти ко всему чуждому их образу жизни, в частности, к европейской морали. В этих странах фактически отсутствует средний класс, неразвита общеобразовательная система, население, в большинстве случаев, не умеет читать и писать. Сильно развит религиозный фанатизм.
Существует еще одна разновидность социальной стратификации – маргинальность.
Маргинальность – это специальный социологический термин для обозначения пограничного, переходного, структурно неопределенного социального состояния субъекта. Люди, по разным причинам выпадающие из привычной социальной среды и неспособные примкнуть к новым общностям, испытывают большое психологическое напряжение и переживают своеобразный кризис самосознания.
Теория маргиналов и маргинальных общностей была выдвинута в первой четверти XXв. одним из основателей Чикагской социологической школы (США) Р.Э. Парком, а ее социально-психологические аспекты развиты в 30-40-х гг. Э.Стоунквистом.
Под маргиналами понимаются индивиды, их группы и общности, формирующиеся на границах социальных слоев и структур и в рамках процессов перехода от одного типа социальности к другому или в пределах одного типа социальности при его серьезных деформациях. Среди маргиналов могут быть этномаргиналы, сформированные миграциями в чужую среду или выросшие в результате смешанных браков; биомаргиналы, чье здоровье перестает быть предметом заботы социума; социомаргиналы, как, например, группы находящиеся в процессе незавершенного социального перемещения; возрастные маргиналы, формирующиеся при разрыве связи между поколениями; политические маргиналы: их не устраивают легальные возможности и легитимные правила общественно-политической борьбы; экономические маргиналы традиционного и нового типа – так называемые «новые бедные»; религиозные маргиналы – стоящие вне конфессий или не решающиеся сделать выбор между ними; и, наконец, криминальные маргиналы.
Изучая историю исламского экстремизма, биографии лидеров террористических группировок, в частности пресловутого бен Ладена, приходишь к выводу, что у истоков международного терроризма стоит общность различных типов маргиналов ведущих за собой массы.
Феномен «массового сознания» является объектом изучения разных наук – психологии, социологии, политологии, культурологии, социальной философии.
Массовое сознание не существует само по себе, а связано с реальными процессами, сопровождающими жизнь людей в обществе. Специфическими особенностями массового сознания являются нормы, обычаи, оценочные представления и потребности, которые выражают реально существующие в обществе ценности и нормы.
В массовом сознании людей всегда присутствуют, по крайней мере, два основных слоя: сознание обыденное в узком смысле этого слова и сознание практическое. К обыденному сознанию относится все то, что связано с повседневными потребностями. А практическое мышление включает в себя весь жизненный опыт человека. Наличие в массовом сознании противоречивых элементов является основой для его оценки как очень изменчивого, подвижного. Подвижность и изменчивость характерны для некоторых элементов сознания – мнений, слухов, которые непосредственно и быстро отражают изменения в жизни. В целом же массовое сознание благодаря традиционным формам закрепления отличается инерционностью, консерватизмом, стереотипностью.
Перейти на страницу:
1 2 3 4 5 6 7 8