Заключение
Так или иначе, но раз уж глобальное открытие сделано, обойтись без него человек не сможет. Открытие, правда, простое: добавили к простейшей двухмерной игрушке третье измерение в виде имитации реального времени и персонифицированного развития объекта (тот же тетрис, но еще и в профиль) и попали в точку.
Тамаготти - такое же произведение современной технологической культуры, как, например, космический телескоп, напалм, Internet, антибиотики, термоядерная боеголовка, синтетические наркотики, Pentium, Doom. Эти произведения, как и тысячи прочих, человечество создало огромным трудом и умением. В широких пределах, отведенных обществом, всякий волен сам выбирать, чем из продуктов цивилизации он будет пользоваться, а чем нет. Кто-то взрастит электронную букашку для себя, а кто-то - цветок для мамы. Один уйдет в виртуальную реальность через наркотик, другой - через дисплей, и оба будут героями и богами - там. В это время третий решит никогда не закрывать дверь в реальный мир. Что лучше? Кому как. Каждый решает за себя. Человечеству в целом все равно, как одно частное лицо реализует или загубит свое право на жизнь: оно - система на редкость стабильная и безразличная к судьбе своих элементов. Получается, что Тамаготти и Doom не опасны для человечества, как и наркотики. Но почему считают, что убивать виртуальных монстров лучше, чем живых врагов. А что, других вариантов нет? Например, вообще не убивать, а созидать, творить. О да, можно создавать виртуальные цивилизации, строить виртуальные города, изобретать виртуальный порох . А что, ничего реального сделать уже нельзя? Молчание . Как стыдно признаться, что игра интереснее работы, что учиться так скучно и не хочется, что найти реальную точку приложения для уже недетских сил при еще детском уме и вовсе невозможно. Куда проще поставить компакт-диск . В начале века был в моде вреднейший напиток - абсент, вызывающий бурные галлюцинации вплоть до потери рассудка. Импрессионисты крепко им злоупотребляли и оставили нам замечательные полотна с буйством фантастических красок. Они по-своему уходили в виртуальную реальность, но возвращались и одаривали цивилизацию своими открытиями. Чем обогатит нас субэтнос геймеров? Какое новое понимание любви и заботы подарят нам тамаготчики? Это вопрос только к тем, кто живет, страдает, действует и радуется в реальном мире и не для себя. Таких людей всегда достаточно. Хоть и не много.
Так что мы создали? Неужели модная электронная безделушка, точнее - неадекватное отношение к ней, способна так испугать человека? Ведь человечество, выдержавшее ледники, вытеснившее конкурентов-неандертальцев, расселившееся по всему земному шару, создавшее уникальные орудия труда от лука до суперкомпьютера, обладающее могучей педагогикой и информационной культурой, пережившее столько войн и эпидемий, - это человечество давно доказало, что слишком любит и хочет жить, чтобы позволить виртуальной букашке сгубить себя. Тем оно и отличается от своих творений: оно хочет и любит жить, а они лишь имитируют это. Вреден ли прогресс? О да, если акцентировать на его побочных эффектах. В подвале химфака МГУ можно было создать новый антибиотик или катализатор, а не варить наркотики. На Pentium'е можно решать серьезнейшие научные задачи, а не доигрываться до "скорой помощи". Полезен ли прогресс? О да, если имеется в виду его основной эффект, а именно то, что человечество как вид выжило и собирается это продолжать. Вот пример. 65 мегалет назад 10-километровый астероид ударил по нашей Земле, и рептилии, не знавшие "вредного" прогресса, удалились к праотцам, освободив место для млекопитающих. Человечество не собирается следовать их примеру. Поэтому существует служба слежения за астероидами, оснащенная мощными компьютерами и системами искусственного интеллекта. Скоро исчезнет и эта угроза для человечества: астероид, как только его заметят, расстреляют термоядерными ракетами за орбитой Луны. Вот это и есть прогресс. А расстрел виртуальной нечисти, страсти по усопшему кремниевому чипу – неизбежный побочный эффект. И не стоит нам бежать в горы даже от этих страшнейших порождений прогресса.