3.3 Интимно-личностное общение в деятельности социального
работника.
Социальный работник часто является для своих клиентов (одиноких или престарелых людей) единственным человеком, с которым можно поговорить. Иногда только специалист по социальной работе или социальный психолог готов и способен разрешить проблему клиента. В таких случаях между специалистом и клиентом службы социальной помощи устанавливаются дружеские, доверительные связи, а общение между ними становится уже не деловым или консультативным, а интимно-личностным.
“Еще сто лет назад не было ни социальной работы, ни психологии, ни психотерапии. Одновременно было меньше психосоматических и психических заболеваний, стрессов и кризисных явлений. Основная причина психического здоровья – это чувство общности с другими людьми. Общинный склад жизни. Человек мог всегда найти другого и поведать ему о своих горестях – родственника, соседа, священника. Всегда был человек, который мог слушать и слышать”.
Сейчас не все люди имеют возможность быть выслушанным и понятым кем-то другим, зачастую это служит причиной всех их проблем. Социальный работник призван помогать людям, а значит, он должен уметь устанавливать контакт, а отношения между ним и клиентом по мере возможностей должны быть интимно – личностными, если клиент в этом нуждается.
Интимно-личностное общение также характерно для отношений между психотерапевтом (психологом) и клиентом. Действие большинства психотерапевтических методик основано на исцеляющем действии общения, ведь иногда человека достаточно просто выслушать, чтобы ему стало легче. На этом основана клиентоцентрированная терапия К. Роджерса и его группы встреч.
Различные виды групповой психотерапии, элементы которой могут использоваться в социальной работе, основаны на принципе получения обратной связи от слушающих. (Т – группы, где учат людей общаться, гештальтгруппы, где выслушивание исповедь одного из участников группы на “горячем месте” дает положительный эффект другим, группы позитивной психотерапии Н. Позешкениана, в которых в качестве лечебной методики применяются истории, притчи – так называемая “философотерапия” и др.). В психотерапевтических группах интимно –личностное общение имеет место не только между клиентом (одним из участников группы) и психотерапевтом, но и между самими участниками группы. Социальный работник в своей профессиональной деятельности может применять эти психотерапевтические методики или отдельные их элементы, поэтому он должен знать основные положения и упражнения из них, тем более, что психотерапевтический, психокоррекционный эффект общения в таких группах проверен временем.
Без общения невозможно проведение ни одного индивидуального психотерапевтического сеанса, и хотя в некоторых видах психотерапии применяются и другие способы воздействия на клиента (телесноориентированная терапия В. Райха, различные упражнения, связанные с телом человека из групп встреч и др.), но основным все же остается общение, причем именно интимно –личностное. Без интимно –личностного общения невозможно себе представить деятельность психотерапевта. Для психоаналитика в начале работы будет необходимо выяснить причины проблем клиента через его рассказ о своем детстве, его оговорках во время беседы, остротах, забывании слов и т. д. В других психотерапевтических направлениях роль общения также очень велика, и чем более доверительные отношения складываются между клиентом и терапевтом, чем менее официально их общение, тем больше будет эффект.
Хотя консультативное общение выделяют в особый вид коммуникации социального работника, все же оно также должно основываться на доверительном, интимно-личностном общении, хотя бы если это психологическое консультирование.