4.2. Компоненты невербального общения.
Защитные, оборонительные позы, позы агрессии и недовольства (см. приложение) чаще всего показывают недоброжелательное, недоверительное, или даже агрессивное отношение клиента к социальному работнику и вряд ли такое общение принесет пользу клиенту. Прежде всего, социальному работнику необходимо изменить это отношение, а уже потом вести консультативную беседу. Такие позы и жесты крайне нежелательно применять самому социальному работнику, это не расположит к общению его клиента.
Если клиент своими жестами (см. приложение “Жесты неуверенности, сомнений и неправды”) показывает свою неуверенность, сомнение, то социальному работнику необходимо подбадривать собеседника, иначе он может полностью уйти в себя и ни о каком общении речи быть не может. Эти жесты также могут свидетельствовать о том, что клиент говорит неправду и социальный работник должен быть настороже.
Специалист по социальной работе при общении с клиентом должен использовать жесты открытости и доверия (см. приложение “Положительные жесты”). Даже если клиент закрепощен, то, скорее всего при такой позиции консультанта он бессознательно станет менее напряженным и более открытым для разговора.
Существуют и нейтральные жесты и позы, которые при определенных условиях могут быть и нежелательными (см. приложение “Нейтральные позы и жесты”).
Наблюдая за человеком, мы можем выяснить характерные для него позы и жесты, и на их основе сделать предположение о характерном для него поведении. Это очень важно для социального работника и в консультативной и в психотерапевтической беседе.
1
. Три основных инстинкта в ситуации опасности, конфликта (стресса):
- Борись (норадреналин и адреналин)
- Беги (адреналин)
- Замри (ацетилхолин)
Соответственно — характерное поведение, соответственно — характерные жесты и телодвижения:
Реакция "Борись" будет проявляться как агрессивные, наступательные движения, колюще режущего характера. Как сжимание кулаков, взгляд "из-под лобья", наклон корпуса вперед…
Реакция "Беги" — как выставление барьеров, оглядывания по сторонам, оттягивание воротничка, отступы назад, опора на другие предметы (столы, стулья, стены), кивки головой…
Реакция "Замри" будет характеризоваться некоторым оцепенением, заторможенностью жестов и мимики.
2.
Ярко выраженные эмоциональные состояния:
- маниакальное, возбужденное
- апатичное, депрессивное
- тревожное, невротичное
- дисфорическое, злобное
Прежде чем начать свою беседу, социальный работник, даже если он проводит не психологическое консультирование, а, например, консультирование по трудоустройству или юридическим вопросам, он должен понять в каком состоянии находится клиент и как он может повести себя в дальнейшем. (см. приложение “Диагностика эмоциональных состояний”).
Для демонстративных личностей характерно подчеркивание эмоциональными жестами своего состояния, манерность в жестах и позах (но не обязательно), богатство мимики. Много жестов направленно на себя. Жесты становятся намного эмоциональней, когда такой человек начинает говорить о себе. Очень живо показывает мимикой большой спектр чувств и эмоций. Почти всегда присутствую жесты прихорашивания. Зачастую в его арсенале много "модных" жестов.
3.
Тип темперамента:
- холерик (Жесты сильные, эмоциональные, резкие, размашистые)
- сангвиник (сильные, но плавные, эмоциональные, мягкие, размашистые)
- флегматик (скудные, не насыщенные эмоционально, не размашистые)
- меланхолик (мелкие, скудные, но эмоциональные)
Доказано, что многие люди не добиваются взаимопонимания именно потому, что входе общения не учитывают к какому типу темперамента и модальности относится их партнер. Так, если клиент или партнер социального работника по деловому общению “холерик или сангвиник, то не следует затягивать беседу, холерик сразу хочет “взять быка за рога”, и любая задержка заставляет его волноваться. Сангвиник быстро адаптируется к новым условиям и начинает “диктовать” стратегию беседы. Меланхолик испытывает напряжение в непривычной обстановке и нуждается в постоянном получении подтверждения, что к нему относятся с симпатией. Флегматик же испытывает потребность в том, чтобы оглядеться, изучить собеседника”.
Перейти на страницу:
1 2 3