4.4 Активное слушание как необходимый элемент общения
социального работника.
“Эффективное слушание представляет собой умение извлекать полезную информацию в условиях устного общения. Считается, что умение слушать собеседника – один из критериев коммуникабельности человека. Не более 10 процентов людей умеют выслушать собеседника, в то время как для установления контакта роль слушателя очень важна. Основными недостатками при слушании являются бездумное и обрывочное восприятие, а также аналитическая узость (неумение устанавливать связи между содержанием сообщения и фактами реальной жизни)”.
“Умение слушать является великим даром и залогом успешности не только психолога или психотерапевта, но и социального работника. Поэтому ему необходимо учитывать ряд правил, соблюдение которых позволит сформировать в себе слушателя:
1.
Активная поза слушающего. Установлено, что собранная поза помогает сосредоточиться, и наоборот, расслабленная поза немедленно вызывает снижение внимания и умственной деятельности (физическое расслабление немедленно ведет к умственному).
2.
Устойчивая сосредоточенность слушающего. Устойчивая сосредоточенность предполагает , что слушающий удерживает взгляд на говорящем. Это помогает не только поддерживать сосредоточенность внимания, но и получить дополнительную информацию, наблюдая за глазами, мимикой, жестами говорящего (см. пункт 4.4). Замечено, что половина информации заключается не в том, что сказано, а в том, как сказано. Кроме того, устойчивая сосредоточенность помогает понять смысл, достоверность и ценность информации, мотивы и возможные побуждения говорящего, его модальность.
3.
Применение на практике следующих правил хорошего собеседника:
· Перестаньте говорить, невозможно слушать разговаривая.
· Помогите клиенту раскрепоститься. Создайте у человека ощущение свободы.
· Покажите говорящему, что Вы готовы слушать. Необходимо выглядеть и действовать заинтересовано. Слушая, старайтесь понять, а не ищите повод для раздражения.
· Устраните раздражающие моменты. Не рисуйте, не постукивайте по столу, не перекладывайте бумаги.
· Сопереживайте говорящему. Постарайтесь встать в положение говорящего.
· Будьте терпеливы. Не экономьте время. Не прерывайте говорящего. Не порывайтесь выйти, не делайте шагов в направлении двери.
· Сдерживайте свой характер. Рассерженный человек придает неверный смысл.
· Не допускайте спора или критики. Это заставляет говорящего занять оборонительную позицию, он может замолчать или рассердиться.
· Задавайте вопросы. Это подбадривает говорящего и показывает ему, что Вы его слушаете.
·Перестаньте говорить! Это наставление идет первым и последним, т. к. все остальные зависят от него”.
Слушание – это активный процесс. Слушать не значит только не говорить. Слушание требует внимания. “Слушая, мы “отдаем” наше внимание, нашу и заинтересованность и усилия с тем, чтобы получить взамен информацию, понимание, а возможно, и комфорт и развлечение. Слушание – тяжелый труд, вот почему мы и не можем слушать долго. Слушание –активный процесс и в том смысле, что мы делим с говорящим ответственность за общение, и в том, что оно требует определенных навыков”.
Условия эффективного восприятия речи:
Внимание |
Устойчивое внимание (минимизация отвлечений)
Направленное внимание
Визуальный контакт |
Нерефлексивное слушание |
Слушание (“внимательное” молчание)
Начало разговора
Ограничение числа вопросов |
|
Уточнение
Перефразирование
Отражение чувств
Резюмирование |
Основные установки |
Одобрение
Самоодобрение
Эмпатия |