ВВЕДЕНИЕ.
На данном этапе развития Россия находится в неком висячем положении: она пережила «перестройку», постепенно становилась демократической, сейчас идет по пути новых реформ. И, как и в любой демократической стране в России стало «развиваться» свободное (вышедшее из под влияние партий, общественных традиций и т.д.) общественное мнение. И именно сейчас оно получило свою значимость. Проблема, как изучение общественного мнения и проведения исследований стоит на первом плане, таких социологических центрова как ВЦИОМ, «VP» и т. д.
Но что же такое общественное мнение и как оно формируется? Какие функции выполняет данное явление? Какие мыслительные процессы происходят в сознание каждого члена нашего общества, и как на это влияет общественное мнение? Оказывают ли пропаганда и средства массовой информации влияние на формирование общественного мнения? И наиболее важный вопрос, на который следует обратить внимание: что же собой представляет общественное мнение в России на данном этапе её развития? Эти и некоторые другие вопросы старается раскрыть данная курсовая работа. Важно заметить, что изучение общественного мнения очень актуальная проблема так, как общественное мнение является своеобразным регулятором тех процессов, которые происходят в обществе. Его актуальность ещё состоит в том, что в России, как, в принципе, и во многих других странах общественное мнения выступает в качестве «создатель» каких-либо общественных норм, которые позже могут перерасти в традиции. Ещё одна не менее важная причина изучения общественного мнения, это то, что в последнее время предвыборные кампании и программы партий или тех или иных партийных лидеров опираются на результаты опросов общественного мнения. Но нужно заметить, что порою результаты общественного мнения, могут быть недоствовернными и ошибочными. В этом случае они лишь вводят в заблуждение народные массы, а иногда и оказывают скрытое влияние на сознание людей и формирования у них своего собственного мнения по тем или иным вопросам. Почему присутствует такое явление? На этот вопрос так же старается ответить курсовая работа.
Но существуют некоторые сложности для подробной разработанности проблемы изучения общественного мнения как социального института, а именно в источниках, с помощью которых была написана данная работа. Дело в том, что данная проблемы ещё не достаточно хорошо разработана, поэтому в списки литературы отсутствуют монографии последних годов выпуска. Монографии, же, написанные в советский период, постоянно делают акцент на общественном мнении, с марксиско-ленинской точки зрения. Выбирая из этих источников всё самое необходимое, невольно проводится параллель между прошлым, когда-то существующим общественным мнением и тем, которое присутствует сейчас в нашем обществе. Так же нужно заметить, что та информация, которая находится в современных учебниках по поводу общественного мнения и его изучения, порой противоречит друг другу. Что касается статей в журналах, они описывают практические вопросы, связанные с изучением общественного мнения, например: «Предвыборные опросы 1993 г. в России критический анализ» В. Э. Шляпентох, которые не приведут теоретических обоснований. Но эмпирические исследования могут показать наглядно ситуацию, связанною с общественным мнением, которая имеет место быть в России или других странах. Соответственно в курсовой работе присутствуют примеры развития и функционирования общественного мнения на основе эмпирических исследований, которые проводили Российские исследовательские центры в разное время. Именно эти исследования являются эмпирической базой исследования общественного мнения, приведенные в конце курсовой работы в виде таблиц. Сама же работа, лишь раскрывает и разрабатывает общие понятия по вопросу общественного мнения и того, что связано с ним, основываясь преимущественно на отечественной научной литературе. Поэтому, снова возвращаясь к проблеме недостаточной разработанности этой проблемы, обращаю внимание на то, что полноценные источники, особенно зарубежные, по вопросу изучения общественного мнения являются труднодоступными или и вовсе отсутствуют.
Так, постепенно следует перейти непосредственно к цели данной курсовой работы, т.е. к исследованию общественного мнения и тем задачам, которые необходимо изучить: определить сущность общественного мнения, исследовать функции его, найти проблемы, связанные с изучением общественного мнения в России и в мире, и то как средства массовой информации влияют на формирование общественного мнения и др Но самой важной задачей является изучение общественного мнения как социального института. Именно эти и некоторые другие задачи старается разрешить данная курсовая работа, по средствам разработанного плана.
Разработанный план является структурой работы, т. е. то из чего состоит курсовая работа. А она состоит из введения, трех глав (всего 14 параграфов), заключения, списка используемой литературы и приложения.