Определение понятия "общественное мнение" (трактовка автора)
Любая социальная система, существующая в рыночной экономике должна учитывать интересы потребителей, конкурентов, партнеров и других групп общественности, от которых прямо или косвенно зависит ее существование. В последние десятилетия в большинстве развитых стран общественное мнение оказывает сильное влияние на эффективность достижения целей:
· имидж;
· репутация;
· деловые контакты.
Если общественное мнение играет важную роль в жизни современных социальных систем, то процессом взаимодействия с общественностью необходимо управлять как на уровне государства, так и на уровне отдельно хозяйствующего субъекта.
К формам проявления общественного мнения относятся:
· распространение слухов;
· публичные выражения;
· использование определенной символики и т.п.
Анализируя историю развития изучения общественного мнения, можно отметить постепенное увеличение роли связей с общественностью в управлении организацией. Можно совершенно точно утверждать, что наиболее сильные импульсы PR (public relations) получало благодаря существенным изменениям социально-экономической ситуации в обществе или крупным конфликтам и катастрофам.в России возможность существования и развития этой деятельности появилась только с началом становления рыночной экономики, что повлекло за собой существенные, иногда принципиальные изменения в обществе.
Существует множество подходов к определению понятия «общественное мнение»:
1) гносеологический
Характеризует отражательную природу общественного мнения, его место в структуре общественного сознания. Общественное мнение– это совокупность оценочных суждений и определяемых ими действий всех социальных субъектов по поводу объектов, затрагивающих их интерес.
Общественное мнение
– состояние масс, как совокупности классических и неклассических общностей.
2) социологический
Характеризует социальную обусловленность, роль и функции общественного мнения. Общественное мнение
– процесс совместной оценочной и вытекающей из нее практической деятельности. Общественное мнение
– специфичекий социальный институт, выполняющий особые функции в обществе.
3) онтологический
характеризует способы бытия общественного мнения. Общественное мнение
– может существовать как общее в совокупности индивидуальных оценок и в совокупности действий, и в институциональной форме.
Вышеизложенные теоретические положения реализуются на практике в процессе межличностной коммуникации. Под коммуникациейпонимается процесс обмена информацией между двуми и более субъектами, в роли которых выступают люди, группы или организации. В общем виде процесс коммуникациисостоит из следующих элементов:
· отправителя и получателя информации;
· собственно сообщения и средства 9канала0 его передачи как основных инструментов коммуникации;
· кодирования, декодирования,ответа и обратной связи как основных коммуникативных функций4
· шума, случайных или конкурирующих сообщений, служащих помехой при передаче информации.
Далее приведены формы проявления общественного мнения в результате информационнного обмена:
Вид информационного обмена |
Форма общественного мнения |
Образовательный |
Проведение съездов, конференций, обсуждений, симпозиумов, семинаров, тренингов, коллоквиумов |
Демонстрационный |
Участие в выставках, торговых шоу, ярмарках |
Встречи |
Собрания акционеров, встречи с общественными и государственными организациями, лоббирование |
Выступления |
Ответы на вопросы, публичные выступления, беседы, лекции, форумы, круглые столы, доклады |
Политические акции |
Пикеты, митинги, демонстрации, бойкоты |
Вследствие многообразия подходов к определению понятия «общественное мнение» достаточно сложно ответить на вопрос: что же все-таки такое общественное мнение? Необходим интегративный подход и рассмотрение каждой конкретой ситуации в отдельности. В наиболее общем виде понимание автором понятия «общественное мнение» выглядит следующим образом.