Методика и техника сбора первичной социальной информации.
Обработка полученных данных.
1. Виды социологических исследований.
Классификация социологических исследований проводится по разным основаниям:
а) в зависимости от цели исследования:
- разведывательные исследования
- описательные исследования
- аналитические исследования
- социологический эксперимент
Разведывательные исследования проводятся, когда нет достаточной информации об объекте исследования или есть необходимость апробировать инструментарии исследования.
Разведывательные исследования проводятся на небольшой части объекта исследования.
Разведывательные исследования носят сопутствующий вспомогательный характер.
Описательные исследования ограничиваются лишь описанием состояния, объёма и глубины изучаемой проблемы. Они не раскрывают причинно-следственные связи, обуславливающие наличие данной проблемы. Описательные исследования носят вспомогательный сопутствующий характер.
Аналитические исследования дают возможность раскрыть причину наличия изучаемой проблемы, факторы, действующие на её функционирование, а также определить пути решения данной проблемы. Они являются наиболее комплексными и находят широкое применение на практике.
Социологический эксперимент проводится с целью разработки, испытания, доводки и внедрения модели нового состояния объекта исследования. Они требуют больших затрат времени и средств, но любые затраты впоследствии окупаются многократно.
б) в зависимости от периодичности исследования делят на:
- точечные
- повторные
- панельные
Точечные исследования проводятся только один раз. Они не дают возможность исследовать проблему в динамике.
Повторные исследования – неоднократные исследования с определённой периодичностью на одном и том же объекте по одному и тому же предмету исследования. Эти исследования дают возможность исследовать проблему в динамике.
Панельные исследования – повторные исследования, но каждый раз с опросом одних и тех же респондентов. Достоинства панельных исследований в том, что они обеспечивают постоянство источника информации.
в) в зависимости от применяемого метода сбора информации различают:
- опрос
- наблюдение
- анализ документов
Опрос можно проводить в виде анкетирования и интервьюированием.
Анкетирование по форме бывает:
- индивидуальное
- групповое
Анкетирование по способу бывает:
- очное
- заочное
Интервьюирование:
- прямое
- по телефону
Наблюдение- ведётся наблюдение за объектом исследования для сбора необходимой информации.
Наблюдение бывает:
- включенное
- невключенное
При включенном наблюдении оно ведется изнутри объекта исследования. Объект исследования не знает, что за ним ведётся наблюдение, не подстраивается под наблюдателя и не меняет своё поведение. Данный метод даёт возможность собрать неискажённую информацию.
При невключённом наблюдении объект исследования знает, что за ним ведётся наблюдение, подстраивается под наблюдателя и меняет своё поведение. В данном случае информация искажается.
Анализ документов – это работа с официальными источниками объекта исследования по сбору необходимой информации.
2. Основные понятия прикладной социологии.
Генеральная совокупность- это объект исследования, который территориально, производственно и во времени ограничен (локализован)
и на который распространяется вывод исследования.
Выборка – это процесс расчленения объекта исследования на части и отбор частей для исследования по определённым правилам. Выборка бывает одноступенчатая и многоступенчатая.
Выборочная совокупность – это элементы генеральной совокупности, отобранные в процессе выборки.
Единица отбора – это элементы генеральной совокупности, отбираемые на каждом этапе отбора.
Единицы анализа – элементы выборочной совокупности, подлежащей изучению.
Инструментарий исследования – это методы, документы, с помощью которых осуществляется сбор информации.
Респондент – участник массовых опросов, с которого снимается информация.
Репрезентативность выборки – свойство выборочной совокупности отражать свойство генеральной совокупности. Обеспечивается путём коллективной и качественной репрезентации объекта исследования.
Количественная репрезентация сводится к сводится к определению объёма выборки, т. е. количество людей, подлежащих опросу.
Объём выборки определяется различными способами:
1. при помощи математических формул:
,
где n-объём выборки;
N-объём генеральной совокупности;
t-коэффициент доверия (2-3)
d- допустимая ошибка выборки (2-10%)
p и q – доля изучаемых признаков
p+q=1