Часть II:
Органическая школа
1.) Общество питается через посредство окружающей среды, распределяя, подобно всем прочим организмам, различные произведения между отдельными индивидами – клеточками; это экономическая сторона
: собственность – добытая пища, экономическая свобода – напряжение, стремление к добыванию пищи.
2.) Общество, подобно прочим организмам, слагается в различные формы посредством разграничения в известных пределах, действия отдельных клеточек; это юридическая сторона
. Право обозначает разграничение действия, юридическая свобода обусловливается пределами взаимодействия.
3.) Общество приводится к единству посредством подчинения, путём власти одних индивидов, одних общественных органов, над другими, так же, как организмы слагаются в одно целое посредством подчинения действия одних клеточек действию других. Это политическая сторона
развития. Политическая свобода определяет условия взаимодействия и напряжения отдельных клеточек в виду органического единства.
Не надо только проводить аналогии с какими-то конкретными организмами или, наоборот, вдаваться в метафизическую демагогию о сверхъестественности природы человека. И природа и человеческое общество объединены общими законами развития, где «идеальное начало в обществе лишь движущая сила, подобно всем прочим силам природы, а такие понятия как свобода, собственность, права и т.д. в действительности не существуют, существуют лишь определённые ценности, материалы, ресурсы, предметы, которые управляются этими понятиями и категориями».
2.2. Новиков Яков Александрович
Биография.
Писатель-социолог (1850 - 1912). Издав два небольших сочинения на русском языке, стал писать исключительно по-французски. В социологии он был сначала сторонником органического направления, позднее примкнул к психологической школе. В публицистических трудах выдвигал идею пацифизма. Сочинения Новикова, пользовавшиеся большой известностью на Западе и переведенные на разные иностранные языки, в России очень мало известны
Яков Александрович Новиков был очень известен в городе, вел светский образ жизни, часто жил в Париже, о нем много писали газеты. Но только теперь мы знаем, что 24 августа 1892 года Яков Александрович Новиков пожертвовал Пантелеимоновскому монастырю участок свой, находящийся на Рыбной ул. под №158 и граничащий с участком №165 Пантелеимонова монастыря «для устройства церкви и служб». Для этого пришлось ему, Новикову, купить этот участок 23 ноября 1891 года у прежней хозяйки, Анны Cеменовой, за 52000 руб.! Огромные деньги по тем временам! Семенова же купила этот участок за 9200 руб. Были у нее дома и в других частях города. Но не хотела она не то что жертвовать монахам, но даже уступать в цене. И купил Я. А. Новиков ее ветхий домик за баснословные деньги.
Критика социального дарвинизма.
«Когда 26/13 ноября 1859 года Дарвин выпустил свою бессмертную работу о происхождении видов, взволновался весь мир… Дарвиновские принципы были немедленно приложены к объяснению явлений природы, к астрономии, к физиологии и даже к социологии. И это применение их оказалось плодотворным: оно обновило науку» На таких оптимистических нотах начинает свою статью «Социальный дарвинизм» Новиков. Для него «дарвинизм» - не ложная теория, он принимает принципы, но самое главное он КАТЕГОРИЧЕСКИ ПРОТИВ точного перенесения идей дарвинизма на социальную науку: «Приложение ко всему без разбора закона борьбы за существование породило в области социологии породило в области социологии столько же ошибок очень грубых, сколько истин первостепенной важности было выработано дарвинизмом в областях космологии и биологии… борьба происходящая между химическими атомами, не имеет ничего общего с борьбой, происходящей в социальной среде… грубая ошибка думать, что формы борьбы происходящей в общественной среде, совершенно аналогичны с формами борьбы в области астральных, химических и биологических процессов».
«Человеческая борьба и её формы обособляются уже потому, что в них входит интеллектуальный элемент… Астральная борьба заключается в процессах притяжения и химического сращения… Биологическая борьба – между животными высших разрядов выражается в совершенно иных процессах. Одно животное нападает на другое, умерщвляет его, ест и ассимилирует его мясо своему телу при помощи пищеварения. Социальная борьба – то же самое, но только не в буквальном повторении…»
Перейти на страницу:
1 2 3 4