3.4.
Повышение эффективности социальной работы с семьей
- отдел по вопросам семьи малочислен (включает всего четырёх специалистов), что не позволяет сотрудникам всегда быстро реагировать на поступающие от населения сигналы, некоторые заявления граждан рассматриваются долго;
- недостаточный уровень информатизации служб СЗН, прямым следствием чего является громоздкое делопроизводство, волокита, отсутствие строгой системы в документообороте;
- низкий уровень консультативной работы по предоставлению семьям информации юридического, психологического, бытового и т.д. характера;
- недостаточно активно ведётся работа по привлечению спонсорской помощи для оказания социальной помощи и поддержки семье; по-прежнему главной статьёй финансирования мероприятий является районный бюджет.
В связи с этим можно вынести следующие рекомендации по оптимизации работы служб СЗН г. Красноярска.
1. Расширение спектра направлений деятельности СЗН, превращение в объекты социальной поддержки всех категорий семей, проживающие в районе. Так, одним из объектов социальной поддержки должны стать молодые семьи. Сегодня эта категория семей составляет 1,3 % от общего числа семей. Безусловно, причин сокращения брачности масса, но одна из них отсутствие видимых гарантий как со стороны федеральных, так и со стороны районных властей. Гарантированное предоставление социальных услуг молодым семьям предполагает создание и совершенствование работы учреждений специальной социальной службы для молодежи. Наряду с государственными социальными службами, которые оказывают, прежде всего, материальную помощь молодой семье, необходимо совершенствовать систему социальной помощи молодым супругам, организуя при органах социальной защиты консультационные центры по подготовке молодежи к семейной жизни.
2. Одной из составляющих социально поддержки семьи является предоставление консультативных услуг. В настоящее время Отдел по вопросам семьи при Администрации г. Красноярска не справляется с потоком желающих получить не только материальную помощь, но и консультативную. Причины этого коренятся как в недостаточной численности работников Отдела, так и их недостаточной компетенции по некоторым насущным проблемам.
Поэтому сейчас как никогда появилась потребность в возрождении консультационных центров при органах социальной защиты, но с более углубленной методикой медико-психологической, социально-правовой, социально-экономической помощи семье. Такая помощь должна носить адресный характер: помощь каждой конкретной семье, необходимо индивидуальное консультирование семей.
Сегодня происходит смена регуляторов семейно-брачных процессов: юридические и экономические факторы уступают место социально-психологическим и морально-этическим. Такие явления, как увеличение числа разводов, рост количества неудачных, хотя и не распавшихся браков, замена традиционных брачных отношений на сожительские, снижение возраста вступления в сексуальные отношения, снижение уровня рождаемости, часто выступают значимым звеном в структуре формирования неврозов, злоупотреблений алкоголем и развития алкогольной зависимости, невротических явлений у детей. Семейное консультирование как фактор психопрофилактики и социальной помощи способно оказать в данном случае благотворное действие.
Недостаточно разработано взаимодействие органов социальной защиты семьи с органами ЗАГСа по оказанию услуг юридического, психологического характера, по оказанию социально-правовой, социально-экономической помощи, с привлечением к активному участию общественных и благотворительных организаций, предпринимателей и трудовых коллективов.
То, что наибольшую финансовую нагрузку по оказанию социально помощи семье несут местные бюджеты, стало нормой. Однако в ряде регионов муниципалитетам удалось развернуть активную деятельность по привлечению внебюджетных источников финансирования.