Мониторинг временной занятости среди студентов
Исследуем мониторинг занятости на примере студентов по основным мегаполисам.
Общероссийский мониторинг «Временная занятость учащихся учреждений высшего профессионального образования» проведен в 2005 году Институтом системного анализа социальных проблем мегаполисов и Российским центром содействия молодежному предпринимательству. Исследование шло в рамках подпрограммы «Поддержка молодежного предпринимательства и содействие занятости молодежи» федеральной целевой программы «Молодежь России (2001‑2005 годы)». Исследователи устанавливали долю российских студентов, подрабатывающих в период учебы, спектр мотиваций к поиску заработка. Выявляли показатели, позволяющие судить об уровне связи подработки с получаемой специальностью. Важно было определить спектр рабочих мест, занимаемых студентами в период учебы, а также спектр требований молодых людей к временному рабочему месту. Также ученые находили факторы, влияющие на усиление связи между получаемой специальностью и временным рабочим местом. Опрос проводили в 23 субъектах Российской Федерации по репрезентативной выборке. В ней присутствовали молодые люди, обучающиеся в авторитетных российских центрах образования и науки (Москва и Санкт-Петербург, далее — столицы); в крупных городах (Екатеринбург, Челябинск, Краснодар, Красноярск, Нижний Новгород, Ростов, Самара и Саратов, далее — мегаполисы); а также в относительно небольших (средних) городах (Благовещенск, Брянск, Владимир, Липецк, Калуга, Кемерово, Курган, Йошкар-Ола, Новгород, Псков, Пятигорск, Ставрополь, Сыктывкар, Томск, Ярославль, далее — города). При проведении мониторинга опрашивали случайно выбранных студентов, как подрабатывающих во время учебы, так и не подрабатывающих.
Интересно, что в целом по выборке до поступления в вузы трудились примерно четверть опрошенных. Причем исследователи делают вывод, что определенная часть студентов подрабатывала уже во время обучения в школе (вероятно, в основном во время каникул). То есть школьные заработки перестали быть чем‑то экзотическим, и распространенность подработки в школьные годы позволяет выдвинуть следующую гипотезу: все больше родителей относятся к подобному явлению как к важному элементу трудового воспитания своих детей. Несмотря на относительно высокий уровень жизни в столицах (равно как и на вполне удовлетворительное положение семей иногородних студентов, обучающихся в Москве и Санкт-Петербурге), именно столичные учащиеся в более высокой доле работали до поступления в вуз.
Результаты опроса показали, что на момент проведения настоящего исследования постоянно трудились примерно треть опрошенных, а более четверти интервьюированных подрабатывали время от времени.
Интересны результаты мониторинга подработки студентов в территориальном разрезе. Самая высокая доля работавших на момент проведения опроса (38 %) отмечена в столицах (см. Приложение: диаграмма 2.1.), и здесь же — наименьшая доля никогда не работавших во время обучения (15 %).