Основные направления совершенствования форм содействия трудовой занятости
Хотелось бы отметить, что различным этапам развития государства свойственно неодинаковое сочетание применяемых форм содействия занятости, которое зависит, в частности, от задач, стоящих перед обществом в тот или иной период, от ориентации экономической и социальной политики, от состояния баланса трудовых ресурсов и сложившейся демографической ситуации. Полагаю, что основные направления совершенствования форм содействия трудовой занятости должны сводиться к следующему.
1. Переход к развитой рыночной экономике и ее функционирование вовсе не означают отказа от прямого государственного регулирования отношений по содействию трудовой занятости вообще и установления соответствующих организационно-правовых форм в частности. Наоборот, последние должны получать дальнейшее развитие.
2. Среди организационно-правовых форм содействия трудовой занятости приоритетное развитие должны получить, прежде всего, так называемые специфические формы (организация общественных работ, профориентация, психологическая поддержка, квотирование рабочих мест).
3. Нуждаются в упорядочении и качественном обновлении традиционные для РФ формы содействия трудовой занятости (например, плановое распределение обученных кадров после подготовки в учебных учреждениях, общественный призыв и т.д.).
4. Необходимо расширить участие в содействии трудовой занятости населения негосударственных структур (частных, профсоюзных и др.).
Именно по этим основным направлениям должно развиваться законодательство, регламентирующее формы содействия трудовой занятости.
Вместе с тем уже назрела необходимость закрепления основных организационно-правовых форм содействия трудовой занятости в качестве таковых в едином нормативном правовом акте (пусть даже путем простого перечисления), и, прежде всего в специальной статье Закона о занятости. Пока последний с точки зрения регламентации указанных форм выглядит не вполне удовлетворительно. В нем не только отсутствует даже термин "форма содействия трудовой занятости", но и перечислены далеко не все основные формы содействия трудовой занятости. Представляется также целесообразным разработать и принять на уровне Правительства единый комплексный акт - Положение о формах содействия трудовой занятости населения. В нем следовало бы комплексно регламентировать все основные вопросы, связанные с функционированием традиционных и специфических форм содействия трудовой занятости.
В этой связи представляются не совсем удачными и оправданными изменения и дополнения в Закон о занятости, внесенные Федеральным законом от 31 декабря 2005 г. N 199-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий", вступающим в силу 1 января 2007 г., в части децентрализации в осуществлении мероприятий в области содействия трудовой занятости, "раздробления" соответствующих федеральных механизмов и т.д.