Политическая социология
Самая элементарная власть может натолкнуться на противоположно направленную волю. Столкновение двух воль есть конфликт. Способность добиться своего, несмотря на конфликт, базируется на ресурсах власти. Предельный ресурс власти - физическое насилие. Физическое насилие означает, что взаимодействие воль не есть чисто ментальная характеристика. Воля неотделима от движений тела и, напротив, движения тела вносят вклад в формирование воли. Предельный случай физического насилия - угроза жизни, реальная возможность убийства непокорного. Политическая власть есть там, где появляется возможность правомерного распоряжения чужим телом, вплоть до лишения жизни.
Слово "легитимность" - одно из самых употребительных в политическом лексиконе, однако, в социологии, во всяком случае, со времен Вебера, оно имеет иное значение, чем в политической теории, для которой легитимность - это не просто законность, т.е. легальность. Легитимность предполагает некоторое высшее, более подлинное обоснование, нежели законное принятие решений или действенность права, подкрепляемая санкцией.
Согласно Веберу, легитимность некоторого порядка может быть гарантирована: I.
чисто внутренне, а именно:
1. чисто аффективно: чувственной самоотдачей; 2. ценностнорационально: верой в его абсолютную значимость в качестве выражения последних обязывающих ценностей (нравственных, эстетических или какихлибо иных); 3. религиозно: верой в зависимость обладания благом спасения от его соблюдения;
II.
а также ожиданиями особых внешних последствий, т.е. состоянием интересов; однако это ожидания особого рода.
Эта классификация дополняется перечнем того, в силу чего некоему порядку действующие могут приписать легитимную значимость:
a) в силу традиции: значимость вечно существовавшего; b) в силу аффективной (особенно эмоциональной) веры: значимость нового откровения или примера; c) в силу ценностнорациональной веры: значимость того, что понимается как абсолютно значимое; d) в силу позитивного уложения, в легальность которого верят.
Эта легальность может быть значимой для участвующих как легитимная
a) в силу соглашения заинтересованных лиц; b) в силу его навязывания и послушного следования ему.
Обратим внимание прежде всего на различие легитимности и легальности. Смысл у них разный. Исторически легальность ассоциировалась прежде всего с писаным правом, с формулировками законов, собственно, она и означала соответствие законам, принятым также законным, легальным путем. Напротив, легитимность ассоциировалась прежде всего с традицией, "божественным правом", "естественным правом" и т.п., т.е. с тем, что должно было бы служить меркой правоты закона, сколь бы законным он ни был по формальным основаниям.
Вебер называет еще два вида легитимности: традиционную и харизматическую, и если традиционная принадлежит либо прошлому, либо иным, не западным культурам, то харизматическая, как оказывается, может существовать и в эпоху современности.
.
Слежующее основное положение политической социологии таково. Поведение людей, в том числе и политическое, носит в значительной степени немотивированный характер. Отчетливая мотивация возникает в тех случаях, когда человек в полной мере осознает свои интересы и/или ценности. Совершенная немотивированность может быть следствием привычки или аффекта. Мотивированность может быть следствием ясного осознания целей и ценностей. Между этими идеальными полюсами и располагается все многообразие способов поведения. Харизма не просто составляет базис легитимности господства: аффективное напряжение, в том числе и в области политической, не может быть длительным, однако харизма позволяет, хотя бы и на относительно короткое время, мобилизовать людей для совершения определенных политических действий, выходящих за пределы их рутинных занятий, но и требующих более сильного импульса, чем его могут дать привычка, традиция или рациональное убеждение.
Перейти на страницу:
1 2 3 4 5 6 7