Влияние рынка труда на социальную напряженность в обществе.
Данная проблема в настоящий момент не освещена в достаточной степени. Можно отметить лишь несколько авторов, занимавшихся разработкой этой темы. Среди них Пауль Шо (Paul Shaw), анализировавший (в контексте социально-экономического развития страны) некоторые аспекты демографической политики, вопросы занятости и связанные с ними проблемы образования, женского труда и т. дъАйкен Луис (Aiken Louis) отразившей в своей работе (Economic failure and extremism) социальные, политические и экономические последствия безработицы и экономических спадов, проведя эмпирико-социологическое исследование, основанное на опросах большой группы рабочих в Детройте в 1956 году. К сожалению, эти работы не переведены на русский язык. Среди же переведенных я назову работу Майкла Аргайла " Психология счастья", в которой он рассматривает влияние безработицы на социальные факты в США, а именно он приводит следующую статистику:
Увеличение безработицы в США на 1% (если она затем не снижалась на протяжении 5 последующих лет ) дает следующие результаты
Выбор регионов был обусловлен следующим:
1.Равное соотношение мужчин и женщин
2.Приблизительно равное количество населения (исключение - московская область)
Данная таблица наглядно представляет влияние безработицы на целый ряд социальных явлений.
Так, с ростом безработицы соответственно растет: количество преступлений, число разводов, численность населения с доходами ниже прожиточного минимума, и снижается количество браков, естественный прирост населения.
Для более тонкого анализа влияния рынка труда на социальную напряженность необходимо рассмотреть следующие статистические функции.
Применяя регрессионный анализ, можно рассчитать, то наибольшее влияние оказывается на
1. Уровень жизни населения
2. Преступность
3. Количество разводов
4. Прирост населения
5. Количество браков
По оценкам специалистов, в Челябинской области сохраняется очаговый характер напряженности на рынке труда. Так, в некоторых городах и районах уровень безработицы в 3,6 -11,5 раза выше среднеобластного: в целом на 22 территориях из 37 уровень безработицы превышал среднеобластной показатель. Так называемая "очаговость" во много обусловлена тем обстоятельством, что ряд градообразующих предприятий, как говорится, на ладан дышит, а некоторые важные для территорий производства попросту стоят или уже закрылись.
Служба занятости населения (СЗН) пытается повлиять на ситуацию. В шахтерских городах области Еманжелинске, Копейске и Коркино в прошлом году в СЗН обратилось в поиске работы 726 человек, 489 из них поставили на учет. Трудоустроено 487 бывших работников угольной отрасли, 86 направлены на общественные работы и 239 - на переобучение.
Практически все мероприятия СЗН финансировались из Государственного фонда занятости населения по Челябинской области. Надо сказать, власти нашли неплохой способ собирать дополнительные средства в фонд занятости. В соответствии с подписанным еще в июле 1997 г. постановлением губернатора области "О мерах по обеспечению занятости инвалидов и других категорий граждан, особо нуждающихся в социальной защите" конкретным предприятиям установили квоты по приему на работу инвалидов и приравненных к ним граждан. В прошлом году в области на квотированные рабочие места было трудоустроено 4286 человек. Вместе с тем в прошлом году предприятиями области за невыполнение или невозможность выполнения работодателями определенной квоты были внесены в Государственный фонд занятости населения Челябинской области обязательные платежи в сумме 2125,1 тыс. рублей, 4 предприятия перечислили штраф в сумме 6,7 тыс. рублей за сокрытие или снижение обязательной платы.
Похоже, власти создали еще один прецедент для торга с производственниками, которым оставили возможность относительно дешево откупиться от квоты, если по каким-либо причинам трудоустройство срывается. Естественно, при этом возросла роль чиновника, карающего или милующего проштрафившихся работодателей. Впрочем, предприятия, похоже, сумели договориться, так как ни на одном из них мы не встретили серьезного возражения против существующей практики.
На квотированные рабочие места помимо инвалидов устаивались подростки в возрасте 14-17 лет, женщины, одинокие и многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей и детей-инвалидов, лица, освобожденные из мест лишения свободы, беженцы и вынужденные переселенцы и др.