Понятие и истоки прав человека.
Но по мере роста популярности идеи всеобщих, равных и неотъемлемых прав бремя представления доказательств перешло к тем, кто отрицал за другими возможность обладать этими правами. Претензии на привилегии могли быть обоснованы, например, утверждениями о расовом или ином превосходстве. Чаще всего привилегии обеспечивались путем применения насилия. Но, приняв идею прав человека, правящие элиты обнаружили, что им становится все труднее противостоять логике концепции о правах человека.
Расширение круга субъектов прав человека, по сути, лежало в основе многих из великих политических битв последних двух столетий. Попытки расширить право голоса за рамки маленькой богатой элиты привели к напряженнейшей политической борьбе в большинстве стран Европы в 19 веке. В большинстве стран Европы это продолжалось до периода Первой мировой войны, а в соединенных Штатах – и того дольше. Борьба против присущего колониализму отрицания прав человека был одним из важнейших вопросов на повестке дня мировой политике в 50-е, 60-е и 70-е годы. В течение последних 30 лет борьба против расовой дискриминации и дискриминации по признаку пола интенсивно велась во многих странах мира.
Во всех этих ситуациях угнетаемые группы использовали те права, которыми они уже обладали, для того, чтобы добиваться юридического признания тех прав, в которых им было отказано. Например, рабочие использовали свое право голоса, наряду с той мерой свободы печати и права на создание своих организаций, которая им была дана, в борьбе за отмену правовой дискриминации, основанной на богатстве или имущественном цензе. Они также требовали новых прав, которые принесли бы рабочим действительную свободу, равенство и социальную защиту. Расовые, этнические и религиозные меньшинства также использовали свои, пусть и урезанные, права в борьбе за признание их равноправными членами общества.
В каждом случае их аргумент по своей сути был одинаков: мы такие же люди, как и вы, а посему мы должны получить такие же основные права, как и вы, права на равную заботу и уважение со стороны государства. В каждом случае принятие этой аргументации приводило к радикальным социальным и политическим переменам.
Но распространение прав человека по свету не является естественным или неотвратимым процессом. Угнетение остается возможностью, а в ряде случаев является вполне вероятной формой правления. Остающиеся в мире диктатуры не могут оказаться весьма живучими. Но главный урок прошлого десятилетия, очевидно, состоит в том, что когда людям дается шанс выбора, они выбирают международно-признанные права человека. И, несмотря на все недостатки современной практики, в мире остается все меньше режимов, способных отказать своим гражданам в праве сделать такой выбор.