МЕТОДЫ СОЦИОМЕТРИИ
Социометрический критерий, будучи одним из вопросов анкеты или интервью, в своем строении, форме должен удовлетворять общим требованиям, предъявляемым к вопросам социологических анкет. Одновременно на него распространяются и другие требования.
Он должен:
— не допускать ограничений на то, кто из членов группы может быть выбран или отвергнут в пределах группы, границы которой субъекту обязательно известны;
— быть понятным всем членам группы и интересным, если не всем, то большинству;
— содержать конкретику, особенно понятную, близкую для членов группы;
— включать в себя предложения по выбору или отвержению, сформулированные так, чтобы в реакциях членов группы проступало их эмоционально-психологическое отношение;
— убеждать человека в практической направленности опроса, в возможности участия в создании, реорганизации группы.
Различия в слабых и сильных социометрических критериях покажем на одном примере. Критерий: "Кого бы Вы выбрали своим бригадиром?" — относится к "слабому" типу, ибо он не конкретизирован, подчеркнуто проекгивсн. В усиленной форме критерий имеет виц: "Помните, теперь мы сами являемся хозяевами вашего предприятия. Кого бы Вы в этой вовой ситуация выбрали в качестве бригадира?". Здесь каждый респондент начинает четче, определеннее рассматривать окружающих с точки зрения возможности возглавить бригаду, работающую в новых экономических условиях.
Социометрические критерии разделяются на два основных класса: коммуникативные ("социо-метрические тесты") и гностические ("тесты социальной перцепции"). Коммуникативные используются для того, чтобы описать, замерить реальные или воображаемые отношения в группе, выявить, как каждый член группы видит свое непосредственное окружение. Гностические предназначены для отражения представлений человека о том, как он видит свою роль, свою позицию в группе, кто, по мнению субъекта, выберет его для совместного решения той или иной групповой задачи, кто — отвергнет. По гностическим критериям можно определить и понимание человеком закономерностей функционирования группы, и видение процессов общения между людьми, входящими в нее.
Критерии подразделяются на официальные и неофициальные. Первые замеряют мсжличностные отношения на уровне формальной структуры группы, производственных отношений, сугубо служебных обязанностей. Вторые приоткрывают перед исследователем "вход" в сферу неформальных отношений. Примером коммуникативного официального критерия является вопрос: "Кого из членов Вашей бригады хотели бы видеть в качестве бригадира?", коммуникативного неофициального — "С кем из Ваших коллег Вы поделились бы личными переживаниями во поводу разлада в семье?". Гностическими вариантами этих критериев выступают суждения: "Кто из членов Вашей бригады назвал бы Вас в качестве бригадира?" (гностический официальный критерий); "Кто из Ваших коллег поделился бы с Вами своими переживаниями, если бы у него возникли конфликты в семье?" (гностический неофициальный критерий).
В наших примерах критерии сформулированы в положительной форме, то есть ориентированы на определение системы предпочтений, выборов. Вместе с тем существуют отрицательные критерии, фиксирующие негативное отношение одного человека к другому, отвержение.
Перейти на страницу:
1 2 3 4 5 6 7 8